Талибы не подписали ни одно международное соглашение по вопросам воды. В том числе и соглашения регионального уровня, между странами Центральной Азии. И действия нынешних властей Афганистана показывают, что Юг Казахстана может остаться без воды гораздо раньше, чем предсказывали экологи.
Об этом гооворит известный агроэксперт Кирилл Павлов. Вот что он пишет:
«Строительство оросительного канала Куш-Тепа в Афганистане может ускорить возникновение дефицита воды на юге Казахстана.
Не знаю, в курсе ли новый министр ВРИ Нуржан Нуржигитов о том, что водная отрасль — это ещё и огромный геополитический вопрос?
Я уже писал об этой угрозе, но давайте посмотрим на вопрос немного глубже. В 2018 г. USAID объявил конкурс по ТЭО 285-километрового канала Куш-Тепа в Афганистане стоимостью $670 млн для орошения 550 тыс га пашни за счет отвода 25% стока реки Амударья.
Затем США вывели свою миссию из Афганистана и приостановили проект. Талибы в марте 2022 добрались до документов и экскаваторов и продолжили строить. На сегодня у них завершено уже около 100 км — это вам не Казводхоз.
Талибы говорят о необходимости строительства в целях продовольственной безопасности, плюс сейчас район заселен в основном узбеками и таджиками, а вода даст возможность переехать фермерам пуштунам.
Орошение северного Афганистана в целом было приоритетом для Кабула с тех пор, как первый президент Афганистана Мохаммад Дауд Хан спланировал канал в 1970-х годах.
И тут надо понимать, как развивалась история. Сейчас воду делят на основании Алматинского соглашения 1996 г «о совместном использовании вод Амударьи» и подписывали его только страны Центральной Азии, но не Афганистан. Соглашение по сути дублирует нормы СССР и Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан потребляют более 80% стока реки.
Афганистана в этом соглашении нет. Проблема в том, что Афганистан стоит в самом начале формирования стока и сколько они заберут — столько заберут, ЦА уже по остаточному принципу
Плюс Кабул не принял Конвенцию ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
В итоге
Узбекистан и Туркменистан теряют около 15% стока Амударьи,
что для их сельского хозяйства весьма критично.
Узбекистан может компенсировать свои потери из Сырдарьи, но дойдет ли река тогда до Кызылорды, Нуржан Молдиярович?»
https://globalnews.kz/rodstvenniki-osnovatelya-kazahstana-ne-rady-peremenam-pavlov/