Сейчас со всех сторон мы слышим о грядущем Nobel Fest – фестивале, который соберет вокруг себя звезд мировой науки — лауреатов Нобелевской премии, обладателей премии «Прорыв» (научный Оскар), исследователей, разработчиков, футурологов и других двигателей прогресса.
Фест пройдет 5-6 октября в Астане. Программа охватит широкий спектр тем от искусственного интеллекта до изменения климата, будущего экономики, стартапов и рынка труда, новых граней науки и перспектив человечества.
Для участия в дискуссиях в столицу приедут лауреат Нобелевской премии мира, №1 эксперт по климату Рае Квон Чунг, революционер в анализе ДНК Паскаль Майер, гуру Силиконовой долины, Tech 40 по версии TIME Вивек Вадхва, самый влиятельный в мире дизайнер авто, создатель концепта BMW X5, Ferrari F430 и Mini Cooper Фрэнк Стивенсон, основатель #1 HR-стартапа стоимостью в $11,5 млрд Прасанна Санкар и многие другие.
Мы поговорили с Максатом Курбеновым, директором Фонда инклюзивного развития, а также автором идеи и главным организатором Nobel Fest о том, как родился ивент, какова его история и миссия.
Максат, давайте начнем сначала – с чего начинался фестиваль, как он был придуман?
Дело в том, что уже за много лет до создания Nobel Fest я сотрудничал с нобелевскими лауреатами. Уже с 2009 года мы организовывали первые Нобелевские лекции в университетах по всей стране, включая Актобе, Шымкент, Алматы, Павлодар, Костанай и другие города. А затем и в других странах Центральной Азии — Узбекистане и Кыргызстане.
Идея создания Нобелевского фестиваля возникла после того, как я осознал, что единичные лекции не оказывают такого большого влияния, как заслуживают. Поэтому мы решили, что нужно создать ивент, который будет длиться несколько дней и соберет ученых, экспертов, студентов, преподавателей из разных университетов, а также людей, любящих и интересующихся наукой, где они могли бы полностью погрузиться в атмосферу знаний и инноваций.
Окончательно идея превратилась в план, когда в 2019 году член нобелевского комитета пригласил меня на одно из мероприятий во время вручения Нобелевских премий в Швеции и Норвегии.
Я впервые вживую увидел, насколько у науки много фанатов, обожателей и энтузиастов. Перед входом в здания, где проводились Нобелевские лекции, выстраивались длиннющие очереди, в которых были все – от мала до велика: родители с детьми, бабушки с внуками, молодые ребята, школьники, фрики, нерды, фанаты сериалов вроде «Теории большого взрыва» и другая разношерстная публика.
Я убедился в мысли, что надо организовать фестиваль в Казахстане, который бы стал точкой притяжения для всего региона Центральной Азии.
Какие главные ценности и смыслы были вложены в эту инициативу?
Смысл проведения Нобелевского фестиваля заключается в том, чтобы заразить страну интересом к науке, образованию и инновациям, которые являются основой для развития человеческого капитала и процветания. Все наши усилия направлены на то, чтобы вдохновить казахстанцев.
Если посмотреть на все развитые страны, входящие в список тридцати развитых стран, а также на страны ОЭСР, все они проводят Нобелевские симпозиумы. Это происходит потому, что традиционно считается, что нобелевские лауреаты являются не просто учеными, но и ретрансляторами последних достижений науки, сильнейшими инфлюенсерами и популяризаторами знаний.
Такие мероприятия особенно важны для развивающихся стран, включая постсоветские и азиатские государства. К сожалению, многие из них не имеют подобных инициатив.
В Казахстане же фестиваль не просто проводится, он стал первой некоммерческой общественной инициативой без государственного финансирования, которая смогла выйти на мировой уровень и проходить в таком масштабном формате. Для участия мы собираем пул топовых и наиболее авторитетных экспертов – около 70 спикеров приезжают со всех континентов мира, включая Южную и Северную Америку, Африку, Европу, Азию и Австралию.
Каким был первый фест? Как он масштабировался и менялся с течением времени?
История Нобелевского фестиваля в Казахстане началась с 2020 года. Тогда правила во всем мире диктовала пандемия, поэтому после долгих дискуссий мы решили проводить Nobel Fest в онлайн-формате.
Первый фестиваль привлек аудиторию в размере 10 000 человек, что было огромным успехом. На втором фестивале количество зрителей выросло до 25 000. Это событие стало переломным моментом и началом роста популярности Нобелевского фестиваля.
Многие люди узнали о существовании фестиваля именно благодаря его онлайн-формату. К нам подключались зрители из Турции, Индонезии, Индии и Пакистана. Несмотря на это, мы понимали, что живое мероприятие невозможно заменить ничем.
Поэтому с 2022 года мы перевели формат проведения в офлайн, чтобы участники могли ощутить атмосферу, встретиться вживую, обмениваться опытом и глубоко погрузиться в мир знаний. Разница между форматами огромна: это как сравнивать просмотр фильма по телевизору с участием в качестве актера.
Комбинируя онлайн- и офлайн-форматы, мы вырастили нашу аудиторию до 500 000 человек, которые следят за фестивалем во время его проведения. То есть рост составил 5 000%.
Что можно было бы сказать тем, кто думает, что Nobel Fest — это «тусовка» только для интеллектуалов, узкой прослойки людей?
Нобелевский фестиваль создан как раз с противоположной целью — популяризировать науку и объяснять ее простым языком, делая ее доступной для всех.
Каждый человек задается разными вопросами, к примеру о том, откуда берется ветер, как появились планеты, существует ли жизнь вне Земли, что такое черные дыры, как возникают инновации, как происходит цифровизация образования. Поэтому все мы так часто ищем ответы в Google или на YouTube.
На Нобелевском фестивале на эти вопросы отвечают люди, которые сами открыли тайны мира и нашей Вселенной. Я верю, что такой диалог может вдохновить очень многих людей.
Какой опыт и знания, по вашему мнению, должны унести с собой гости фестиваля?
Это самый важный вопрос, который мы задаем при формировании программы.
Мы видим фестиваль подобно радуге, каждый цвет которой как разные направления знаний. У нас есть три крупных трека, по которым проходят мероприятия.
Первый трек – инновации. Здесь рассказывают о последних технологических достижениях. Вопросы об искусственном интеллекте, изобретениях вроде GPT, играют большую роль в этом треке. Также обсуждаются новые индустрии, роботы и то, как изменится будущее рынка труда.
Второй трек связан с наукой и включает вопросы о тайнах, которые будут раскрываться в ближайшем будущем, а также исследованиях мозга и сознания человека. Здесь также обсуждаются квантовые компьютеры и вопросы, связанные с жизнью вне Земли и внеземными цивилизациями.
Третий трек связан с образованием и раскрывает современные практики в этой отрасли, а также то, какие навыки и знания становятся важными в цифровую эпоху.
Появились новости о том, что фестиваль пройдет в Пакистане. Почему именно эта страна? Ждать ли Нобелевский фест еще в каких-то странах?
Организация исламского сотрудничества заинтересовалась идеями Nobel Fest, и Комитет по науке и технологиям пригласил нас в Пакистан. Первая встреча была с президентом страны, который полностью поддерживает этот проект. Так и появился наш масштабный план.
Однако фестиваль будет проводиться не только в Пакистане, но и в других развивающихся странах Азии, Европы и других регионах. При этом Казахстан всегда будет оставаться центром фестиваля.
Стоит сказать, что Nobel Fest развивается и в сотрудничестве с крупным корпорациями. Сейчас мы наладили партнерство с Google, чтобы улучшить образование в школах. Впереди – еще более дерзкие планы.
Подытоживая разговор, какой, по вашему мнению, след должен оставить Нобелевский фестиваль как концепция?
Сегодня мир сталкивается с различными вызовами, такими как войны, изменение климата и ядерные угрозы. Нам нужны новые лидеры, способные ответить на них. Мы нуждаемся в ученых и экспертах. Продовольственная безопасность и пандемии также требуют новых знаний и решений. Мы верим, что в долгосрочной перспективе наш фестиваль сможет внести вклад в то, чтобы в мире, и в особенности в Казахстане, появилось больше людей, способных найти решение этих проблем.