Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев поделился своим взглядом на карьеру известного казахстанского политика Асета Иргалиева. Недавно иргалиев получил должность помощника президента.
Вот чот пишет Ашимбаев на своем телеграм-канале, дословно:
«Главным экономистом» в должности помощника президента стал 37-летний костанаец и болашакер Асет Иргалиев. Он 2 года поработал в ЕБРР, затем при Досаеве работал в подведомственном Минэкономики Институте экономических исследований.
После отставки Досаева ушел с ним в «Байтерек», оттуда стал советником премьера Сагинтаева, заведовал центром проектного управления правительственного аппарата, поработал замом у Сулейменова в МНЭ, потом — после смены правительства — перебрался замом в КПМ к Калетаеву, а потом Койшыбаеву. Но и там проработал недолго: в августе стал первым замом Даленова в МНЭ.
Во втором правительстве Мамина в январе 2021 года получил пост министра и бурно занимался разработкой и принятием печально знаменитых национальных проектов и новой системы государственного планирования.
После январских событий перекочевал в АСПИР вместо Келимбетова. Летом 2023 года Иргалиев сообщил, что разрабатывается Национальный план развития страны до 2029 года и вверенным ему агентством «проведен системный анализ внутренних и внешних вызовов, ключевых глобальных и региональных трендов в экономике, демографии, развитии технологий, экологии и других направлений, а также их влияния на Казахстан и регион, изучены лучшие мировые практики развитых и развивающихся стран».
Чуть позже он заявил, что «сейчас появилась уникальная возможность перезапустить всю систему государственного планирования и определить долгосрочные и среднесрочные устремления Казахстана как страны и части мирового сообщества». В итоге президент в своем послании поставил диаметрально противоположную задачу — «отойти от практики постановки долгосрочных эфемерных целей», а горизонт планирования ограничил 3 годами.
Более того, по словам Токаева, «коренному пересмотру подвергнется система государственного планирования, которая станет более компактной и гибкой».
В итоге Сулейменова отправили в Нацбанк, а урезанная должность досталась Иргалиеву. Президент высказался на тему того, что правительство «должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с администрацией президента». Прозвучало это так, что администрация и дает указанную волокиту и бюрократию в экономике. С другой стороны, АСПИР как-то не очень проявил себя в качестве штаба планирования и реформ, заодно если агентство и занималось мониторингом экономических реформ, то делало это очень незаметно. Даже обещанные уже 2 года ежегодные «национальные доклады по реформам» никто не видел.
Можно предположить, что
Сулейменова просто убрали, а Иргалиева выдвинули как человека, который просто попал под руку
«Волокитой, бюрократией и согласованием управления экономикой», думаю, заниматься он особенно не будет, зато сможет уделить внимание анализу внутренних и внешних вызовов».
Карьера нового председателя Нацбанка Сулейменова: зигзаги удачи, ликвидации и странные совпадения