Очередная битва за хижабы в школах позади. Эксперты резюмируют: государство выиграло, но требуется большая принципиальность, потому что это не последняя попытка продавить клерикальные идеи в Казахстане. Вопреки законам.
Вот что пишет известный политолог Данияр Ашимбаев:
«После ляпа министра просвещения власть жестко взялась за тему хиджабов в школах. Выкрутили руки даже прежнему министру информации и общественного развития, который практически перестал появляться на публике без обязательного муфтия. Некоторым
высокопоставленным чиновникам, путающим государственную политику и религиозные взгляды, порекомендовали не выступать лишний раз
Потом сломался ДУМК, заявивший, что «шариат не обязывает девочку, не достигшую половой зрелости, носить платок. Мусульманской общине нужно понять и это». Одновременно прозвучало заявление министра культуры и информации Балаевой: «Казахстан является светским государством, которое, согласно Конституции РК, отделено от религии. При этом государство гарантирует свободу вероисповедания. Все вопросы государственной политики регулируется гражданским законодательством, а не религиозными нормами. И нормативные акты требует соблюдать стандарты ношения школьной формы». Текущий раунд вроде закрыт. Надолго ли?»
А вот политический активист Акбопе Абылкасымова довольно жестко резюмировала итоги борьбы за хиджабы, напомнив вроде бы очевидные, но все позабытые ценности, приницпиально важные для выживания любой страны:
«Ни одно государство в мире не просуществует долго, если граждане государства не будут следовать законам, принятым в нем. Главным законом государства является Конституция. Конституция наша провозглашает Казахстан светским государством.
Что такое светское государство? Это государство, в котором
Главное чему мы все должны научиться, это исполнять и уважать законы принятые в нашей стране.
Внешний вид обучающихся в школах регулируется Требованиями к обязательной школьной форме которые устанавливают, что
Требования к школьной форме запрещают ношение хиджаба, так как
любая атрибутика, так или иначе подразумевает под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся
Обеспечивающие равенства всех религий перед законом
принципы светскости не допускают преимущество какой-либо религии
Казахи девочек растили в большом почете. Их баловали, пока они росли, потому что – помните? – «қыздың жолы жіңішке» – «у девочки тропка узкая, в смысле короткая».
Девочек всегда сажали на почетное место за столом — төрге, никогда не сажали в нижней части стола. Считалось если в доме родилась девочка, то вместе с ней приходит счастье и благополучие. Подросшей девочке заказывали красивую одежду и украшения, например — пояс, шолпы. В длинные косы вплетались шолпы. Девочки носили тақия, бөрік. Отношение к женщине было весьма почтительным. В переломные моменты наши женщины могли наравне с мужчинами идти в бой. Наши девочки росли открытыми, свободными, и никогда не прятали своих лиц и волос.
Хиджабы, паранджи — это не одежда казахов! И вообще в принципе, зачем навязывать детям что-то? Детство бывает однажды и уже не повторится. В детстве у детей главная задача — получить знания, чтобы завтра как минимум прокормить себя и как максимум внести вклад в развитие своей страны. Вырастут, получат образование, и уже потом решат, носить или не носить им хиджаб».
Дискриминация из-за хиджаба: Молдир Ауелбекову не приглашают на концерты