Читать выступления топ-чиновников надо между строк. Именно так известный финансовый аналитик Расул Рысмамбетов подошел к выступлению председателя Нацбанка.
На своем телеграм-канале Рысмамбетов разложил межстрочную азбуку главного банкира страны по полочкам:
«Председатель Нацбанка Тимур Сулейменов на заседании правительства 13 сентября сообщил следующее: несмотря на ослабление в августе, курс тенге с начала года укрепился на 0,7%, до 459,39 тенге за доллар. Ослабление тенге в августе на 3% было связано с глобальным укреплением доллара.
Поддержку тенге оказывали продажи валюты из Нацфонда в рамках обеспечения трансферта в республиканский бюджет. В августе они составили 770 млн долларов.
Покупка валюты ЕНПФ в августе составила 240 млн долларов.
Положительную динамику демонстрируют пенсионные активы ЕНПФ. С начала года они выросли на 14,6%, до 16,8 трлн тенге. Объем инвестдохода с начала года составил 1,1 трлн тенге. Пенсионные взносы составили 1,4 трлн тенге, а досрочные изъятия – 164,8 млрд тенге.
Как это понимать? вот так: как мы видим, досрочные изъятия составили более 10% от пенсионных взносов. Это маленький взнос в копилку инфляции. Когда-то нам надо будет принять тяжелое решение и снизить объем досрочных изъятий если не прекратить. Изымать надо будет только в экстраординарных единичных случаях. Это с точки зрения классики финансов.
С точки зрения здравого смысла простого казахстанца можно поддержать досрочные изъятия по следующей логике: «пока нет прозрачности и неукоснительного соблюдения правила окупаемости вложений пенсионных активов — гораздо понятнее будет снять и потратить самому, чем дать правительству это потратить на проекты с непрозрачной доходностью».
Увы. Госаппарату очень нужны простые правила бюджетной дисциплины. И это мы еще молчим сколько денег правительство сняло с Нацфонда на свои проекты».