На внеочередной VII сессии Маслихата Алматы депутаты единогласно утвердили новый тариф на проезд в общественном транспорте Алматы.
Говоря в начале сессии о повышении тарифа, заместитель акима Алматы Аскар Амрин сказал, что действующий тариф на пассажирские перевозки (80 тенге при оплате картой «Онай» и 150 тенге при оплате водителю) утвержден 11 лет назад.
«Текущий тариф не покрывает расходов перевозчиков, так как реальная стоимость проезда в 3 раза дороже утвержденного. В этой связи, акимат ежемесячно покрывает расходы перевозчиков в виде субсидий. За период 2020-2022 годов, сумма выплаченных субсидий составила 115,8 млрд. тенге. По сравнению с 2022 годом, сумма выплачиваемых субсидий в текущем году увеличились почти 2 раза», — сказал Амрин.
Руководитель Управления городской мобильности Сагындык Телибаев, представляя проект повышения тарифов, сообщил, что до 2025 года в Алматы должны закупить 2600 новых автобусов и 200 троллейбусов, из них в 2023 году — 600 автобусов и 100 троллейбусов за бюджетные деньги, и еще 500 автобусов за счет частных перевозчиков. Кроме того, по словам Телибаева, с 2012 года цена на дизельное топливо выросла с 90 до 295 тенге, газ подорожал с 33 до 108 тенге. Также Телибаев отметил, что повысились расходы на ремонт автобусов и закуп запчастей.
«Фактическая себестоимость проезда в общественном транспорте сейчас 425 тенге, из них пассажир платит 80 тенге, а 345 тенге акимат платит перевозчикам. Мы предлагаем утвердить новые тарифы в размере 100 тенге при оплате картой «Онай» и 200 тенге в случае оплаты водителю, таким образом, до 10 млрд тенге сократим субсидии, высвободившиеся средства направим на развитие общественного транспорта», — сказал Телибаев.
Он напомнил, что проекты постановления выложены были ранее на обсуждения, получены научные экспертизы, согласованы на общественном совете. Кроме того, повышение тарифа на проезд заложены в программе развития Алматы до 2025 года.
Индексация тарифа на проезд в Алматы отвечает законам рынка – эксперт
Депутат маслихата Тимур Елеусизов сказал, что в целом депутаты поддерживают повышение тарифа, но вызывает вопрос наличие кладбища автобусов.
Сагындык Телибаев, что на кладбище автобусов расположены 823 автобуса, из них 651 принадлежат ТОО «Гринбас».
«Этот 651 автобус 2010-2013 года выпуска, у них большой износ, они не подлежат восстановлению. Еще 157 автобус переходят на баланс Алматинской области, а еще 15 автобусов — это ЛИАЗы 18-метровые, для них сейчас закупаются запасные части, хотим отремонтировать их», — сказал Телибаев.
В итоге повышение тарифов было поддержано единогласно.
UPD. Как удалось узнать позже, повышение тарифа также затрагивает и метро, и электрички из Алматы до станции Казыбек бек и Конаев. Кроме того, в метро и электричках также будет действовать правило, что при оплате «Онай» стоимость составит 100 тенге, а при других способах оплаты — 200 тенге.
Отмечено, что по данным ТОО «Транспортный холдинг Алматы», из числа всех пассажиров около 97% оплачивают проезд картами «Онай», в том числе в приложении «Онай» с помощью QR-кода или SMS-сообщения.
UPD-2. В пресс-службе акимата Алматы назвали сроки начала действия новых тарифов.
«После получения согласия от маслихата, проекты постановления акимата о повышении тарифа будут внесены на подпись акиму. После их подписания они будут направлены в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов для опубликования. Постановления акимата вводятся в действие после истечения 10 дней после даты опубликования», — отметили в пресс-службе.
Также стало известно, что ориентировочно процедуры планируют провести так, что
с 21 августа новые тарифы вступят в силу