Главный пессимист казахстанской экономики, известный аналитик Айдархан Кусаинов убежден, что реальные в стране реформы никому не нужны.
Разъясняет он это на пальцах на своем телеграм-канале:
«Предполагаю, что принципиальных реформ в Казахстане более не будет, потому что никому это не нужно. Избавление от сырьевой зависимости и снижение доли участия государства требует радикальных реформ, принципиально меняющих экономический ландшафт.
Крупным, системным бизнес-группам это не нужно, потому что они выросли в этой среде
Да, какие-то вещи в такой системе крайне неприятны, типа периодического «обезжиривания», но это родная среда, родные «джунгли» — в саванне все по другому и там нужно заново выстраивать статус-кво.
Действующей бюрократии и государственному топ-менеджменту это тоже не нужно. Переформатирование экономического ландшафта — это трудно, долго и требует много энергии с максимальным включением. Это при условии наличия квалификация и понимания, что само по себе является проблемой:
мы живём на сырьевых деньгах с руководящей и направляющей ролью государства уже 20 лет, а значит бюрократия и гос топ-менеджмент селектированы под эту систему
Народу, населению, обществу это тоже не нужно. Все изменения системы — это потрясение, которое не нужно обывателю. Страх усугубляется тем, что во-первых, опыт потрясений показывает, что власти и богатым от них лучше, а населению хуже, во-вторых, есть недоверие к власти.
Политическим партиям и гражданскому обществу это тоже не нужно. Они создаются бизнес-группам или госбюрократией, а борются за голоса обывателей.
Так что, я, пожалуй, был неправ, что можно сделать управляемую и быструю трансформацию экономики. Вернее, точно знаю, что можно, неправ в том, что ее начнут осознанно. Она, вероятнее, произойдет спонтанно, через пробы и ошибки лет через 3-6, когда отступать будет некуда. А пока будет плавная стагнация и деградация — в стиле 2018-2023.
С этой точки зрения очень здорово и правильно была проведена политическая модернизация. В условиях нефтяной зависимости и участия государства сам экономический ландшафт автоматически создает ситуацию, когда тот, кто контролирует Нацфонд и госаппарат, тот неизбежно контролирует бизнес-группы и гражданское общество.
Таким образом, политическая модернизация перевела конкуренцию за власть между разными группами в «цивилизованное переговорное поле», что сильно снижает риски появления принципиально новой экономической политики, которая давала бы всем возможность зарабатывать независимо от власти, государства, адмресурса и доступа к Нацфонду/бюджету, квазигоссектору.
1. В силу того, что трансферты последних лет на исторических максимумах, то их сильное наращивание маловероятно. Также маловероятно их значительное снижение, потому что экономика пристегнута к ним.
2. Вероятно усилится роль институтов развития. Гарантированный трансферт нужно сокращать, хотя бы внешне выполняя обещания, которые уже 5 лет раздаются. Соответственно, рост или сохранение объемов нужно формально «маскировать» какой-то программой или системой, оправдывающей рост целевого трансферта.
Традиционно и к удовольствию всех групп влияния — это очередная поддержка/стимулирование бизнеса. Для нее нужны институты, поэтому их роль снова вырастет. Хотя, вероятно будут созданы новые институты. Старые собрали слишком много критики и там схемы уже устоявшиеся.
2. С другой стороны
наращивание госрасходов будет сильнее базироваться на принудительной «социализации» бизнеса
Механизмы и институты уже есть: «Казахстан Халкына», строительство школ на коррупционные деньги, спецкомитет и спецфонд в Генпрокуратуре. Так что они будут активно наполняться.
С точки зрения макроэкономики это относительно хорошо, потому это перераспределительный импульс, а не просто впрыск денег.
3. Бюджетные социальные программы, зарплаты и т.д. будут стагнировать в реальном выражении. Типа борьба с инфляцией, иждивенческими настроениями и вообще бюджетная дисциплина. У нас традиционно два-три года «социального разворота» со всякими суперидексациями сменяются тремя годами строгости. Этот цикл (2018-2020) даже уже затянулся. В 20-м ковид перенес завершение на 21, а кантар 2022 стеганул аж до 23-го. Сейчас точно закончится.
1. Бизнес вокруг бюджета, квазигоссектора и господдержки. Все будет хорошо, просто нужно схемы рабочие поддерживать и россиян в них вовлекать. Преференции для отечественного бизнеса в госзакупе кончились, а значит полезно подумать как их продукцию в схемы встроить вместо битвы с ними в тендерах.
2. Крупный независимый бизнес. Думаю важно озаботиться и инвестировать в GR/PR службы. GR становится критически важным для институционализации благотворительности и разных «отжимающих» инициатив государства. PR важен не как PR, а как подпорка для GR — государство все-таки слышащее, а бюрократия аморфная — в смысле инициативы отдельных ведомств часто не поддерживаются другими. Свидетельств этому много.
Так что конструктивный GR с могучими возможностями в PR — это лучше, чем просто конструктивный GR.
3. Средний и малый бизнес на суперпремиальных клиентах. Тут все нормально — можно даже делать предложения дороже и эксклюзивнее.
4. Бизнесу вокруг клиентов выше среднего думаю важно рассегментироваться. Части клиентов предлагать ещё дороже и эксклюзивнее, а для какой-то категории упрощать и удешевлять, но оставлять шанс оставаться клиентом. Тут сильно нужно шерстить CRM и попотеть маркетологам.
5. Малый бизнес в масс-маркете. Лучше плавно переходить в сегменты подешевле с сужением ассортимента. Тут важна скорость оптимизации расходов — она должна быть выше, чем у конкурентов.
Ну так, общие наброски».