Необоснованно приватизированные университеты начнут возвращать государству, такое решение приняло правительство в рамках демонополизации экономики. Преимущества и недостатки данной меры проанализировал El.kz.
По данным Бюро нацстатистики, сегодня в Казахстане 116 высших учебных заведений, из которых 72,4% находятся в частной, 25,9% — в государственной, 1,7% — в иностранной собственности.
Среди образовательных учреждений 105 организаций осуществляют подготовку магистрантов, 73 — докторантов и 18 – слушателей резидентуры.
Накануне премьер-министр Алихан Смаилов провел заседание Комиссии по демонополизации экономики, на котором поручил уполномоченным госорганам провести проверку соответствующих документов и дать правовую оценку законности заключения договоров. При этом Смаилов акцентировал внимание на необходимости обеспечить полную стабильность учебного процесса в данных заведениях, так как инициированная проверка не коснется студентов или сотрудников вузов.
Мнением по поводу приватизации государством частных учебных заведений поделился Ержан Амирбекулы, ректор Аркалыкского педагогического института имени Ыбырая Алтынсарина.
«Высшее образование нельзя назвать «хорошим или плохим». В каждой отрасли есть преимущества и недостатки. Сейчас в отечественном образовании формируется конкурентоспособная система, следующая примеру цивилизованных государств. Таким образом мы избавимся от установки СССР».
По его словам, система высшего образования должна учесть все требования общества и выполнить задачи, поставленные главой государства.
«Конечно, глядя на людей, которые не могут устроиться на работу после окончания вуза, складывается плохое впечатление о казахстанском образовании. Но на самом деле в Казахстане сформировались сильные предпосылки. Создана система хороших университетов. При этом нельзя говорить, что все они одинаковы. Есть хорошие образовательные организации, а есть те, которые имеют массу проблем. Сейчас Миннауки тщательно изучает их».
По мнению Ержана Амирбекулы, основная проблема сегодняшних университетов — это инфраструктура. Материально-техническая база вузов, которым уже по 70-80 лет, создавалась с учетом стандартов и требований советского периода.
«Здания университетов были построены в соответствии с количеством людей и развитием технологий. Но сейчас времена изменились. В крупных городах население растет, в то же время активизируется деятельность университетов. Учитывая все это, одна из самых больших проблем в этой области заключается в том, что материально-техническая база не поспевает за развитием образования».
Вторая проблема – нехватка общежитий. В прошлом году количество студентов, нуждающихся в общежитии, составило более 89 тысяч человек. Спустя год их число сократилось на 10 тысяч. Тем не менее, данной проблеме стоит уделить больше внимания в будущем, особенно в крупных городах страны.
«Кроме того, следует обеспечить необходимую инфраструктуру для инклюзивного образования. К сожалению, количество детей с особыми потребностями в обществе с каждым годом увеличивается. Вопрос подбора для них необходимой материально-технической базы требует должного подхода», — говорит Ержан Амирбекулы.
Еще один немаловажный вопрос — это трудоустройство молодежи, которой не хватает практики после окончания университета. Но проблему можно решить с помощью комплексной работы производств, бизнеса и госорганов.
«Актуален и вопрос развития региональных университетов. В настоящее время проблема урбанизации и концентрации населения в крупных городах обостряется с каждым годом. Именно поэтому развитие региональных вузов — очень важный момент, требующий особого внимания», — считает Ержан Амирбекулы.
С 2021 года вузам разрешили выдавать дипломы собственного образца, в которых должен быть указан вуз, наименование образовательной программы, данные выпускника, форма обучения.
Также в каждом дипломе будет уникальный идентификационный номер, сгенерированный Минобразования. Каждый такой номер сохраняется в НОБД (Национальная образовательная база данных) и привязывается к конкретному студенту. Это позволит в любое время проверить подлинность диплома. Совпадение номеров дипломов и их изменение исключается. Безопасность данных обеспечит применение технологии блокчейн и шифрование сведений.
Власти говорят, что отныне такие «корочки» будут по-настоящему оцениваться работодателями. Но повлияет ли эта мера к сокращению безработицы среди молодежи?!
«Если выпускник силен и образовательная программа вуза конкурентоспособна, то работодатель возьмет его на работу. А если репутация вуза низкая, и есть разные нарекания по поводу качества, то дела будут обстоять иначе. Помимо этого, не хватает предприятии, которые могут предложить рабочие места нашим выпускникам», — пояснил ректор.
Кроме того, размер заработной платы не радует ни студентов, ни выпускников. Поэтому молодые не хотят работать по специальности или же отправляются в крупные города в поисках работы. К решению этих задач требуется комплексный подход.
По словам ректора Аркалыкского пединститута, 15-20 лет назад в Казахстане насчитывался 181 университет. Но сегодня их количество уменьшилось до 119.
«То есть около 60 вузов закрылись по разным причинам. Почему? Потому что не соответствовали требованиям. В обществе до сих пор существует понятие, что частное образование это бизнес. Возможно, оно так и есть. Например, всего 2-3 года назад в Шымкенте закрылся очень крупный университет, где обучалось более 30 тысяч студентов. Для сравнения, в КазНУ, который называют одним из крупных, учится не менее 30 тысяч. Поэтому в шымкентском университете просто-напросто не хватало мест… Такие вузы запятнали репутацию частных. Даже сейчас некоторые университеты все еще вызывают недовольство общественности».
Однако, как отметил ректор, к этому вопросу нельзя подходить однобоко. Показатели некоторых частных организации в мировых и национальных рейтингах расположены на высоком месте.
«В настоящее время Министерство науки и высшего образования учитывает несколько критериев при предоставлении грантов. Среди них — возможность трудоустройства, рейтинг, результаты проверки, мнение общественности. Учитывая их, уполномоченный орган не спонсирует вузы с низкой репутацией и недостатками. Частные университеты уже поняли это. Сейчас мы видим, как развивается инфраструктура, обновляется материально-техническая база. Но не стоит забывать, что процесс очень трудоемкий и займет длительное время. Результаты всей работы будут видны через несколько лет».
Стране нужны частные образовательные учреждения, считает Ермек Амирбекулы, так как должна сохраняться конкурентная среда. При этом государство не может взять на себя все обязательства.
«Мы должны понять это. Материальная база многих вузов, особенно государственных, нуждается в инвестициях. Конечно, естественно ставить вопрос о возвращении частных вузов в собственность государства. Но насколько мне известно, речь идет о тех, которые когда-то были государственными, но их незаконно приватизировали».
Соболезнования министру Саясату Нурбеку выразили эксперты: «хвастаться — глупо»
По статистике, 80 % стран инвестируют в научные исследования не менее 1 процента ВВП. Казахстан затрачивает 0,12-0,13 процента. Так, за последние три года на сферу из бюджета было потрачено 640 млрд тенге.
Сильные вузы мира имеют собственные клиники, лабораторные базы, технопарки, исследовательские организации. То есть университет определяет траекторию развития науки. Казахстан нуждается в таком подходе.
«Говорят, что средний возраст ученых превышает 50 лет. Поэтому очень важно привлекать молодежь к науке. В последние годы количество ученых среднего возраста уменьшилось. У нас работают 50-70-летние ученые. Чтобы исключить такие возрастные пробелы, сильные специалисты и профессионалы должны сформировать школу», — заключил ректор.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей