От обилия программ, концепций и реформ, генерируемых чиновниками иногда голова идет кругом. В том числе — у известного экономиста Расула Рысмамбетова, который в этом круговороте документов, генерируемых государственной бюрократической машиной, видит только одну закономерность: реформы важны, чтобы зарабатывать.
Вот что Ашимбаев говорит Рысмамбетов в новом интервью:
«Последние 5–7 лет функционирования госаппарата создают ощущение, что Казахстан находится в замкнутой петле какого-то проклятия:
что бы ни делало правительство – все в итоге заканчивается уголовными делами против инициаторов реформ
Да и сами реформы в процессе реализации превращаются в заработок, а не инструмент улучшения жизни казахстанцев.
В частных беседах и на полях официальных мероприятий нередко царствуют два подхода к дальнейшему развитию:
– воспитание граждан, чтобы построить приличное государство (подход, который условно можно назвать подходом Моисея по изгнанию из себя раба);
– построение общественных и государственных институтов, которые должны все наладить без разрушения нынешнего государства (подход реформирования до дна бюджета).
Однако обе концепции упираются в обилие законов, нормативных документов, государственных программ и национальных проектов, которые с каждым витком пересмотра обрастают поправками и пометками. И каждая поправка требует пересмотра нескольких законов, внесения изменений в ведомственные полномочия, инструкции.
Такое ощущение, что каждая принятая поправка становится религиозной догмой, нарушать которую – наказуемый грех. В общем-то, так и есть, потому что неоднократно на заседания звучат волшебные слова «надо проверить как это соотносится с ранее принятыми программами и не нарушает ли это конкретных поручений президента».
Один умный человек предложил объявить 3-летний мораторий на внесение любых изменений в законодательство и планы развития. Он буквально пришел в отчаяние от того, что каждый месяц его зовут в разные группы, обсуждать разные поправки – и никто не помнит предыдущих, а нередко всплывают старые, уже 10 лет как отмененные поправки. «Надо объявить мораторий на поправки и посмотреть, как работает хотя бы один закон, чтобы потом, накопив необходимые поправки, сделать это одним нормальным пакетом или написать вообще новый закон».