Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
493
+3.23
EUR
529
-3.77
RUB
5.01
+0.01

Доктрина прорыва: какие реформы нужны Казахстану?

1011

Поэтому мы публикуем доклад Спанова без обработки — он в ней и не нуждается. дословно:

Столетия за 30 лет

«За тридцатилетнюю историю независимости Казахстан проделал путь, который для многих стран длился столетиями. В этот период были и головокружительные успехи и стремительные падения, и все они ассоциировались с предыдущим руководством страны. Эти достижения позволили сделать страну одной из узнаваемых в мире и экономическим лидером Центральной Азии.

Но уже в 2014 г. в мире возникли новые геоэкономические и геополитические условия. К сожалению, наша страна несмотря на различные реформы в политической и экономических сферах, безболезненную смену политического руководства в 2019 г. не смогла до сих пор ответить на эти вызовы.

Это заключается и

  • в низком росте ВВП, средний рост которого находится на уровне 2-4 %, с 2014 по 2022 гг. и
  • в отрицательном платежном балансе в течение восьми лет до 2022 г.

Хотя для того, чтобы войти в тридцатку развитых стран, необходимый ежегодный рост должен составлять не менее 5-7 %.

Популистские решения руководства страны постоянно вынуждали Правительство заимствовать финансовые средства из Национального нефтяного фонда,

что в итоге привело к его сокращению с 75 млрд. долл. до 57, за последние несколько лет. При этом мировая конъюнктура на сырье показывала динамику роста и внешнеторговый баланс был всегда положительным. Все это говорит о неэффективности управления макроэкономическими и социально-политическими реформами.

В итоге, фрагментарные изменения в экономическом, социальном и политическом ландшафте привели к потере управления экономическими и социальными процессами. В дальнейшем

это было усугублено неудачными кадровыми назначениями на центральном и региональном уровне

Через три года Президент должен отчитаться о проделанной работе и промежуточных итогах достигнутых результатов, что требует не только реализации обещанных популистских мер, но и непопулярных чувствительных социальных и кадровых решений. То есть это потребует не только продуманных, рассчитанных и рациональных решений, но и кадрового обеспечения.

Доктрина прорыва

Как говорили политики прошлого века, «кадры решают все». Ведь зачастую назначение неподготовленных госслужащих (особенно по непродуманным квотам), на корню губит изначально проводимые идеи реформ. Мы предлагаем, комплекс мер, в том числе непопулярных, которые позволят добиться определенных успехов в кратчайшие

Я ее назвал — «Доктрина тройного прорыва». Как видно из названия она включает в себя три магистральных направления:

Политическое направление

В первую очередь, необходимо в течение нескольких ближайших лет решить вопрос с внедрением выборности акимов на областном и районном уровне. Несмотря на возможные издержки и возможную политизацию гражданского общества, это позволит в будущем избежать ситуации «января 2022 г.» когда большая часть акимов не решилась выходить перед митингующими, и не могла объяснять логику и действия проводимых реформ, предпочитая «уйти в тень» до лучших времен.

Во вторых, необходимо переформатировать назначение руководителей по трем направлениям:

1. Судебная система должна формироваться через Парламент, что обеспечит парламентский контроль и невмешательство исполнительных органов в принимаемые судебные решения, в особенности в дела связанных с экономическими преступлениями и рейдерством (государство начнет относиться к бизнесу и гражданскому обществу как равному партнеру);

2. Учитывая, что основной деятельностью Парламента является законотворчество то и назначение Генерального прокурора, который обязан следить за выполнением законов, должно происходить в нижней палате представительного органа;

3. Далее, бюджет страны, представляемый Правительством проходит утверждение и корректировку через парламент. В соответствии с этим контроль за качественным и правильным исполнением бюджета должен осуществляться им. Поэтому назначение Председателя Высшей аудиторской палаты должно стать прерогативой совместного решения Сената и Мажилиса. Тогда будут исключены возможности постоянных неправомерных корректировок сумм бюджета и индикативных показателей стратегических программ, что повысит ответственность Правительства перед депутатами и партиями за планирование и исполнение бюджетных программ.

В третьих, за последние десять лет несмотря на функционирование самостоятельного органа Агентства по государственной службы, качество госслужащих неуклонно ухудшается, что видно по увеличению протестных настроений и количества коррупционных правонарушений, в результате неумения новых руководителей работать непосредственно с населением и гражданами страны. В связи с этим, нам представляется, что его необходимо вернуть под управление и контроль Министерства труда и социальной защиты РК.

В четвертых, запустить процедуры связанные с изменением нумерации региона Казахстан и отхода от номера +7, ассоциированного в первую очередь с Россией.

Экономическое направление

В экономической сфере необходимо предпринять несколько непопулярных шагов в т. ч.:
1. Сбалансирование национального и регионального развития требует изменения налогового кодекса, в сторону увеличения самих налогов и налогооблагаемой базы. Также необходимо, ограничение расходов на заработную плату работников бюджетной сферы и работников квазигосударственного сектора, миниум на двухлетний период, для обуздания инфляции. Наличие только четырех регионов доноров бюджета из двадцати не стимулирует экономическое развитие оставшихся шестнадцати. Более рациональный баланс это десять –двенадцать регионов доноров, с точки зрения равномерного развития и обеспечения экономической безопасности страны. Поэтому нам необходимо двигаться в этом направлении.

2. Несмотря на огромные вливания бюджетных и частных финансовых средств в развитие сельского хозяйства, его эффективность и продуктивность резко снизилась.

Во-первых, мы за тридцать лет не смогли обеспечить собственную продовольственную безопасность по многим традиционным видам продукции. Кроме этого, мы стали уступать свои позиции на тех рынках, в которых Казахстан исторически доминировал по зерну, мясу и др. продуктам питания — это Центральная Азия, Афганистан и др. С этой точки зрения, считаю необходимым вернуться к реализации закона о частной формы собственности на земли сельхозназначений, с внесением определенных ограничений по владению ими (иностранцев и общему количеству). Мировой опыт показывает, что любая страна которая достигла успеха в экономических реформах, в первую очередь, достигала успеха после реформ в сельском хозяйстве.

3. Инвестиции. По оценкам экспертов,

теневой вывоз капитала за последние двадцать лет составил порядка двухсот млрд. долл. США, что равнозначно вложению иностранных инвестиций в экономику Казахстана за тридцать лет

Это только доказывает, что инвестиции собственных граждан незащищены как иностранные инвестиции. Поэтому необходимо уравнять в правах внутренних и иностранных инвесторов, начав с объединения совета иностранных и отечественных инвесторов.

4. В стратегических отраслях (горно-металлургического комплекса) приносящих наибольшее наполнение бюджета, необходимо сохранять контрольный пакет акций принадлежащих государству, чтобы иметь влияние на принимаемые решения.
Законодательно запретить использование средства национального нефтяного фонда на покрытие бюджетного дефицита, кроме утвержденного трансферта в республиканский бюджет (8 млрд. США). Это позволит сохранить фонд для будущих поколений и поставит заслон неэффективному расходованию бюджетных средств.

В связи с этим, как пример, хотел бы ввести в экономический понятийный оборот Казахстана, новое экономическое понятие – «казус Премьера М.». В 2008 г. для противодействия экономическому кризису из национального нефтяного фонда было выделено 10 млрд. долл. США, плюс за счет перераспределения бюджетных средств было изыскано еще дополнительно 10 млрд. долл. В итоге всего было выделено около 20 млрд. долл. США. По итогам 2008 г. ВВП страны составил около 100 млрд. долл. и рост при этом был зарегистрирован на уровне 1.2 %, что говорит о неэффективности данных инвестиций в экономику страны. В экономической практике например рост 1.1. ВВП признается стагнацией. А здесь соотношение вложений около 20 % по отношению к ВВП дало реальный рост 0.1, что категорически недопустимо мало. Все эти цифры говорят о непрофессионализме руководителя правительства в экономической сфере – которую, я назвал «казус Премьера М.». В дальнейшем оперируя данным понятием, можно будет оценивать инвестиционные программы и их выполнение руководителем правительства.

Социальное направление

В социальной политике на ближайшую перспективу главной задачей становится борьба с бедностью и обнищанием населения, что требует решения следующих задач:

— уточнения статистики (только по официальным данным количество бедных за четыре года увеличилось с пятисот тысяч до миллиона человек, а по данным ВБ до двух);

— введение международных стандартов ООН при определении «статуса бедных» (доход от 4 долл. США в день и ниже);

— выделение статуса и понятия «нищеты»;

— создание новых реальных рабочих мест в рамках ГЧП;

— вовлечение самозанятых в экономику Казахстана через механизмы адаптации (регистрация, налоговые и пенсионные отчисления (численность их колеблется от 1.5 млн. человек до 2,2).

— Изменение трудового кодекса, и внесение новых положений связанных с понятиями удаленной работы и оказание и доставка товаров и продуктов.

В целом, в нашей экономической системе существует множество нерешенных и возникших проблем и все они требуют безотлагательного решения. С моей точки зрения, власть должна уметь выбирать стратегические направления, решение которых может давать быстрый мультипликативный эффект, а не ставить ультиматумы собственному Правительству или региональным руководителям, что выглядит уже не смешно, а унизительно по отношению к собственному народу.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter