7 июля 1963 года мощный селевой поток пробил плотину, опустошил озеро и обрушился на город Иссык (ныне Есик) в Алматинской области. Объем смертоносной массы из камней и грязи достиг 18 млн кубометров. По официальным данным погибло 100 человек, по неофициальным – до двух тысяч.
На месте живописного озера чудовищный сель оставил подобие лужи, русло реки также было изменено. Разрушено было около 200 зданий, в том числе жилых домов.
Сель, возникший высоко в горах, прозвали «черный дракон». Накануне трагедии талые воды Жарсайского ледника заполнили мореное озеро, естественный барьер водоема не выдержал и поток устремился вниз.
По пути смертоносная масса стремительно увеличивалась, вбирая в себя камни, деревья и куски отколотых скал. Сила удара при столкновении с озером Иссык была настолько огромной, что буквально вытолкнула воду далеко за берег. Вместе с лодками и находившимися в них туристами. Грохот был слышен на всю долину.
Привлеченные к спасательным работам военные эвакуировали около двух тысяч человек. Некоторых находили в горах лишь несколько дней спустя. Официальная сводка гласила о гибели 100 человек, однако многие исследователи трагедии убеждены: жертв было в разы больше.
Плотина, формирующая озеро, была восстановлена ближе к 2000-м годам, за это время объем озера восстановился только на три четверти от первоначального.
Гостям города Есик о случившемся молчаливо рассказывают “природные памятники” – вдоль трассы на подъезде к городу можно увидеть валуны, которые больше полувека назад сель донес из Иссыкской долины до Кульджинской трассы.
Местные жители чтут память и помнят о трагедии. В память о погибших на озере установлен мемориальный крест, а в самом городе священнослужители и прихожане Покровского храма ежегодно совершают крестный ход.
“Важно помнить о трагических событиях, которые здесь произошли. Порой люди подобные вещи забывают, и начинают жить немного расслабленно, думая, что все успеется и все впереди. И, конечно, в этот день мы молим Бога о милости, чтобы трагедия не повторилась”, – говорит иеромонах Амвросий.
Автор: Александра Гузева, АПН
Фото: АПН и архивные