Национальные парки в Казахстане попали в поле зрения известного социолога Гульмиры Илеуовой, которая знает о реальном Казахстане больше любого чиновника, потому что работает с реальными цифрами. Оказалось, что некоторое время назад она уже исследовала проблемы нацпарков.
На своей странице в Facebook эксперт написала, дословно:
«В прошлом году мы проводили исследование об экологии и туризме в сёлах природных рекреационных зон, при поддержке Фонда Розы Люксембург. Результаты можно почитать в отчёте, но хотела рассказать о впечатлениях вокруг проведения исследования.
Администрации национальных парков — это государство в государстве, к ним — не подступить
Они выдают разные разрешения, например, на вырубку леса при заготовке дров, продают дрова (телега, машина). Причем то, что в этом деле нет единых тарифов, заметно на разнице цен в несколько тысяч тенге для жителей сел, между которыми расстояние всего несколько километров.
Кстати,
все деньги от «услуг» нацпарков уходят к ним, акиматы ничего не получают
У них был хороший строгий аргумент: «мы охрана!»
Теперь понятно, что их деятельность должна быть проанализирована открыто, чтобы понять, как охраняют.
Кстати то, что в Семейском бору были поджоги для заготовки леса жители жаловались на исследованиях многократно, все это знали
Зоны разделения ответственности между сельскими округами и нацпарками иногда бывают очень условны. Поэтому, например, мусор на этих «пограничных» территориях скапливается, и никто за них не хочет нести ответственность. Причем мусор нацпарки со своих территорий вывозят сами, но куда — вот вопрос. Часто на те же самые стихийные свалки, которые вокруг сел. Потому что перерабатывающих заводов очень мало. При этом Минэкологии не даёт разрешения на узаконения новых «мусорохранилищ», требуя в селе раздельного сбора мусора! В городе его не могут обеспечить. А при этом даже раздельно собранный мусор, в том числе и в селах (кстати, такие факты мы фиксировали) оказывается в итоге на все той же общей свалке.
В общем,
Комитет лесного хозяйства должен нам рассказать — как дела? Что именно вы делаете, в чем охрана, кроме выписывания разрешений?
Если нет тракторов, другой техники и оборудования для ухода за лесами, куда уходят выделенные деньги? Как обеспечить межведомственное взаимодействие в условиях, когда у акиматов власти в нацпарках нет, а работа МЧС наступает когда уже случилось ЧП?
Вопросов много, но и ответы уже видны. Просто кроме увольнений должно быть что-то ещё, другие решения».