Длительная (почти на полтора месяца!) задержка Минфином публикации данных о состоянии Национального фонда РК по состоянию на 1 мая, как выяснилось, объясняется основательным пересчетом этих сведений в соответствии с указом главы государства от 8 июня за номером 249.
Этим документом были утверждены отчеты о поступлениях и использовании фонда за прошлый год, о деятельности Нацбанка по доверительному управлению этим фондом и иные данные по управлению его средствами. Согласно первому из них на начало прошлого года нефтяная «кубышка» Казахстана располагала активами на общую сумму в 28 трлн. 15,7 млрд. тенге, а на его конец – 26 трлн. 774,9 млрд. тенге. Таким образом, потери фонда за минувший год составили 1 трлн. 240,8 млрд. тенге или 4,4%.
Это и неудивительно, поскольку из отчета Нацбанка следует, что результатом его управления активами фонда стал гигантский убыток в минус 2 трлн. 656,4 млрд. тенге! К этой величине добавились еще расходы на управление в 36,4 млрд. тенге. Отчасти эти потери были перекрыты плюсовой курсовой разницей по переоценке валютных активов фонда в тенге, составившей 1 трлн. 829,8 млрд. тенге. Она сложилась в результате прошлогоднего ослабления казахстанской валюты к доллару США, в котором Нацбанк ведет учет активов фонда, на 7,1%. При этом, как утверждают аналитики, столь заметная девальвация произошла на фоне падения спроса на свободно конвертируемую валюту со стороны участников внутреннего валютного рынка!
В итоге общий совокупный убыток от управления Национальным фондом составил почти минус 863 млрд. тенге. По данным же глобального кастодиана фонда образовался инвестиционный убыток (реализованный и нереализованный) в минус $5,8 млрд. Как ни странно, Нацбанк при этом заработал комиссионное вознаграждение в 7,9 млрд. тенге, а внешние управляющие – 12,0 млрд. тенге.
Удивляет и то, что до подписания главой государства упомянутого выше указа Минфин указывал в своей ежемесячной отчетности по фонду размер его активов на начало текущего года в 29 трлн. 176,5 млрд. тенге, а на начало апреля – 29 трлн. 391,8 млрд. тенге. Теперь же в скорректированной отчетности Минфина указывается на начало года 26 трлн. 774,9 млрд. тенге, а на 1 апреля – 27 трлн. 373,2 млрд. тенге. Как нетрудно подсчитать, разница составила соответственно 2 трлн. 401,6 млрд. тенге и 2 трлн. 18,6 млрд. тенге.
В каких регионах Казахстана женщины чаще подвергаются насилию?
Как бы то ни было, динамика обновленных данных по Национальному фонду не внушает даже осторожного оптимизма. За второй месяц весны объем средств в нем уменьшился на 0,4% до 27 трлн. 267,7 млрд. тенге, в абсолютном выражении – на 105,5 млрд. тенге. И это при том, что в его поступлениях значится инвестиционный доход за первый квартал в 383,0 млрд. тенге, а в целом их объем увеличился за апрель весьма значительно — на 18,5% или 292,2 млрд. тенге до 1 трлн. 874,5 млрд. тенге!
По основной статье поступлений – прямым налогам от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты) – за второй месяц весны сложился вполне приличный прирост на 24,3% до 1 трлн. 488,5 млрд. тенге, а в абсолютном выражении — на 291,4 млрд. тенге. Заметно увеличились и другие поступления от этих организаций – на 25,4% до 1,0 млрд. тенге.
Поступления от приватизации республиканской собственности выросли за апрель в 1,7 раз до 0,4 млрд. тенге, от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения – на 28,9% до 0,01 млрд. тенге, а иные поступления и доходы – на 24,6% до 1,5 млрд. тенге.
Рост поступлений в Национальный фонд был «съеден» более быстрым увеличением расходов из него, выросших за второй месяц весны на 40,4% до 1 трлн. 381,6 млрд. тенге, в абсолютном выражении – на 397,6 млрд. тенге. Объем перечисленных в республиканский бюджет гарантированных трансфертов вырос в апреле на 31,2% или 194,0 млрд. тенге до 815,0 млрд. тенге, целевых – 55,2% (199,2 млрд. тенге) до 559,8 млрд. тенге. Резко увеличились расходы, связанные с управлением фондом и проведением ежегодного внешнего аудита, — в 2,8 раз до 6,8 млрд. тенге.
Как видно, пока правительство не собирается реально сокращать заимствования из Национального фонда, поскольку другого солидного источника фактически бесплатных денег у Кабмина просто нет. Нацбанк же в свою очередь вряд ли сможет значительно повысить финансовую отдачу от инвестиционного управления деньгами фонда – ему проще решать эту задачу за счет девальвации тенге к доллару. Напомним и о том, что в заключении Высшей аудиторской палаты к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за прошлый год указывается на усиление его зависимости от денег Национального фонда. По данным ВАП, дефицит республиканского бюджета в 2019 (3,1% к ВВП) и 2020 (3% к ВВП) годах имеет наихудшие показатели за 10 летний период. В прошлом году он суммарно увеличился к уровню 2012 года в 2,6 раз, хотя и снизился к уровню 2021 года на 5,6%. Если с 2012 года утвержденный дефицит не превышал 3,1% от ВВП, то без учета трансфертов Нацфонда он достигал 11% в 2017 году от ВВП. Как отмечают в ВАП, за этот период поступления из Нацфонда покрывали по максимуму до 79% (в 2016 году) дефицита республиканского бюджета.
Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда РК на 1 мая 2023 года
Примечание:
* С учетом совокупного дохода до вычета расходов от управления Национальным фондом РК за 1 квартал 2023 г., согласно утвержденного отчета Национального банка РК за 1 квартал 2023 г. по доверительному управлению фондом.
Источник: Министерство финансов РК.
С 1 июля новые тарифы ударят по старым проблемам Казахстана — Чукин