Первые 3 очага возгорания зафиксированы 8 июня в 05:35 (время местное).
Ранее, 25-27 мая возле села Новенькое выгорело около 4 тысяч гектар. Это по снимку чуть выше текущего пожара. Правее ещё много мелких пожаров было в тот период.
Так же, возникли новые очаги 10 июня в 02:38, ниже текущего очага.
Возможно, забили на профилактику и устранение рисков.
Национальное космическое агентство заявило, что у МЧС были данные по пожару.
Давайте внимательно разберём их сообщение:
«По пожару на территории ГЛПР «Семей орманы» от 8 июня 2023 года, сервисы работали в штатном режиме и первые данные об очаге возгорания были получены с космических аппаратов в 11.23 8 июня 2023 года и выгружены на геосервис mchs.gharysh.kz 8 июня в 13.20 ч. Доступ к данному геосервису имеет министерство по чрезвычайным ситуациям РК».
То есть, выгрузили данные в информационную систему и всё? А если в МЧС ей не пользуются? Можете вообще показать логи, заблюрив персональные, сколько активных пользователей у этой системы?
Идём дальше: «На космических снимках обнаружено, что пожар охватил села Барышевка, Успенка и Поднебесное Бородулихинского района области Абай».
И вот тут вопросы уже серьёзные. Пожар начался намного западнее Барышевки и Успенки (см. фото1), а туда его потом принесло ветром (карта на фото 2).
Получается, отправили на места, куда пожар ещё не принесло ветром? Или не туда отправили? Или потом?
Вопросов очень много.
Касым-Жомарт Кемелевич, вице-министр не смог вам ответить на вопрос — почему был неверный прогноз. Давайте я отвечу.
Проблема в том, что у нас нет межведомственных коммуникаций, от слова совсем, проблема в том, что слишком низкий уровень компетенций у принимающих решение и проблема в том, что на космос тратятся огромные средства вне конкуренции, просто вливаются деньги в Қазақстан ғарыш сапары, а они потом презентуют какие-то цифровые системы, называя их космическими.
В данном конкретном случае проблема в том, что у системы нет предварительной оценки, нет триггеров потенциальных уязвимостей и как следствие системы прогнозирования и устранения рисков. Полуручная загрузка снимков в информационную систему, которой пользуется сомнительное количество стейкхолдеров — так себе решение.
Проблема в том, что цифровизация у нас слишком мутная, а денег туда вливается миллиардами, в итоге получаем решения на основании неверных управленческих данных. К чему это привело — видите сами».