Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Коррупционные лазейки в законах о строительстве школ нашел общественник

184

Известный предприниматель и общественный деятель Нуркен Халыкберген подробно расписал, что и как нужно поменять в этом вопросе. Дословно:

Кошмар вместо туалета

«Что мешает строить качественные туалеты в школах?

Отсутствие единого государственного стандарта проектирования, строительства и эксплуатации школьных туалетов. Существующие санитарные норма и правила (СанПиН) написаны столь размыто, что

любой директор может строить туалет как попало и ничего ему за это не будет!

Например. Глава 5 (Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» № ҚР ДСМ-76). Санитарно-эпидемиологические требования к производственной практике. «В санитарных узлах объектов образования устанавливают унитазы, умывальные раковины, средства для мытья и сушки рук, урны для сбора мусора. Унитазы для обучающихся и воспитанников размещаются в закрытых кабинах, для предшкольных классов объектов устанавливают детские унитазы (пункт 92 СП)».

Какие это должны быть унитазы? Какой формы, какой высоты, с каким шагом установлены? Какой материал должен быть? На какой высоте должны быть умывальные раковины, какой формы? Вопросов больше, чем ответов.

Когда вы, уважаемый читатель, даете техническое задание строительной бригаде, как отремонтировать ваш санузел, вы ведь подробно и четко оговариваете, во всех деталях, как должен быть осуществлен ремонт вашего туалета: цвет и размеры кафеля, положение выключателей, освещение, высоту рукомойника, длину и материал подводящих воду шлангов, размещение унитаза, вентиляционные решетки и прочее. Все это дает вам право требовать качественного исполнения работ.

Следовательно, отсутствие нормального описания того: как проектировать и строить школьные туалеты — ведет к наплевательскому отношению к нуждам наших детей. Если чиновникам наплевать на гибель 14 лесников при пожаре, представьте, как отдельным представителям администраций школ абсолютно наплевать на здоровье наших детей. Эмоциональное безразличие — это самое страшное, что можно констатировать!

Дети заслуживают лучшего

Я лично хочу, чтобы все наши дети получили в школах самые качественные санитарные помещения, построенные по последнему слову техники. С чистыми и удобными унитазами с антимикробным покрытием, гигиенические лейки с теплой водой, рукомойники с учетом роста детей, с вентиляцией обеспечивающей свежий и чистый воздух, наличие безопасных моющих и антисептических средств, светлые и просторные помещения с входными дверьми рассчитанных, в том числе, для детей с ограниченными возможностями.

Меня лично выбешивает наличие в государственном СанПиНе следующей нормы: «В неканализованной местности устанавливаются теплые санитарные узлы (1 на 75 человек) и наливные умывальники (1 на 30 человек)». Что значит теплые?! Теплые относительно чего? Какая должна быть температура? Как это фиксируется? Кто за этим должен следить? Наливные умывальники с ледяной водой? Или все таки с теплой? Если с теплой — то с какой температурой?!

Наличие же этого условия «НЕКАНАЛИЗОВАННОЙ» — это шикарная отмазка для множества чиновников не делать качественные туалеты для сельских школьников. Почему-то отсутствие канализационных сетей не мешает в развитых странах строить специальные септики для отдаленных туалетов и уборных, ставить бойлеры для подогрева воды. Ставить качественную сантехнику (например, из специальной нержавейки) и создавать все условия!

Богатый Казахстан и вороватые чиновники

Мы не бедная страна, наше государство выделяет огромные деньги для решения данных вопросов, другое дело — что вороватые чиновники не дают деньгам дойти до нужных дел. Поэтому я предложил в рабочей комиссии инициировать разработку Государственного единого технического стандарта проектирования и строительства школьных туалетов. Чтобы убрать лазейку и коррупциогенный фактор для вороватых директоров школ, безответственных начальников управлений образования и другим безразличным и корыстным чиновникам.

Стандарт должен определить единые технические требования, например, по площади санузла, по размещению сантехнических приборов – высота, требования к приборам, материалам, средствам крепления, весу и др., оснащение системами водоснабжения и канализации, а также функционирование вентиляции и электрооборудования, описание используемых материалов (полового покрытия, материалов перегородок и др., включая размер, толщина и прочее).

Управление туалетами передать в рынок

Если государство не может самостоятельно построить качественные туалеты во всех школах без исключения, или не хватает финансов одновременно это сделать по всей стране — то… Моим вторым предложением стало на законодательной основе предусмотреть механизм передачи школьных туалетов в рыночную среду по примеру передачи школьных столовых, с обязательным условием – ремонт школьных туалетов по государственному техническому стандарту (предлагаемому выше).

Рассчитать стоимость содержания туалетов, сроки контрактов с операторами (клининговыми компаниями), условие наличие всех моющих и дезинфицирующих средств, соблюдение требований по чистоте и безопасности, комфорту и вперед.
Рыночная среда быстро будет стимулировать конкуренцию между поставщиками услуг содержания туалетов. Это позволит привлечь специализированные компании и профессионалов, имеющих опыт в области управления и содержания санитарных помещений.

В свою очередь — это обеспечение более высокого уровня знаний и навыков в области гигиены, чистоты и безопасности, что положительно скажется на состоянии туалетных помещений и на здоровье школьников. Предусмотрение финансовой ответственности со стороны поставщиков услуг будет способствовать более прозрачному использованию государственных средств и повысить ответственность за качество и результаты обслуживания.

Туалет меняет жизнь

Напоследок история от знакомого бизнесмена.

Когда-то на заре своей карьеры мой знакомый был направлен директором элеватора в отдаленное северное село. По прибытию на место, в ходе приема дел обнаружил, что весь персонал конторы (надо отметить, достаточно небедной) ходит в туалет на улицу — в обычный сельский деревянный сортир, продуваемый всеми северными ветрами.

Первым делом новый директор потребовал построить нормальный туалет в офисном здании, причем для всех сотрудников (а не персональный, как его сначала поняли). На возражения местного завхоза, мол, есть же уличный «сортир», достаточно жестко высказался: «Дырка в полу — это ваше отношение к людям! Если вы людей считаете скотом, то оставляйте им дыру в земле, а если вы их уважаете как себя, то стройте нормальный туалет!».

Под недовольные бурчания, мол «наши деды и бабки, все поколения в нашем ауле всю жизнь всегда на улицу ходили и ничего страшного не случилось, а эти изнеженные городские нормально посрать не могут, привыкли к городской жизни…» теплый офисный туалет был все-таки построен. С работающими сливами, канализацией, с горячей водой в рукомойниках (для этого на крыше организовали цистерну, которую наполняли водой, стекавшей в специально подогреваемый бойлер, а далее в рукомойники).

И тут произошло чудо с неожиданной стороны! Местные офисные дамы вдруг стали красиво одеваться. Ибо по словам знакомого: «Теперь не нужно было ходить в непонятных штанах с гамашами, ибо на улицу зимой в колготках не побегаешь!». Красиво одетые женщины автоматически заставили прихорошиться всех мужиков в офисе. Люди стали торопиться в контору, народ стал работать с новой энергией. И жизнь в конторе стала налаживаться. Это лишь небольшой пример, как всего лишь появление нормального туалета может изменить жизнь людей.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter