Почему Нацбанк сохранил базовую ставку без изменений? Известный аналитик Эльдар Шамсутдинов выдвинул свою версию.
В своем телеграм-канале аналитик убедительно обосновал логику действий Нацбанка:
«Решение Национального банка Казахстана о сохранении базовой ставки на прежнем уровне — 16,75%, снова вызовет дискуссию как со стороны бизнеса, так и со стороны госаппарата.
Экономике нужно расти, никакая экономика без кредитования развиваться не может. Высокие ставки по кредитам и отсутствие возможности привлечь «длинные» деньги не дает реализоваться всему потенциалу экономического роста.
Для большинства решение проблемы очевидно. Нужно опустить базовую ставку до 8-10% и проблема решится, банки будут давать длинные и дешевые кредиты бизнесу, бизнес будет создавать добавочную стоимость и платить налоги. Таким образом, проблема инфляции схлопнется за счет роста ВВП и реальных доходов.
Такая дискуссия не нова, она началась в 2016 году, когда Борис Титов (бизнес-омбудсмен РФ) на заседании столыпинского клуба объявил о несогласии с экономической программой руководителя Центра стратегических разработок РФ Алексея Кудрина и презентовал собственную концепцию экономического развития страны «Стратегия роста». В основе лежало печатанье денег на целевые инвестиции.
Титов говорил, что это его меры, это не печатанье денег, это деньги, выделяемые только в виде длинных и дешевых кредитов под конкретные инвестиционные цели.
По сути, предложение Титова — это скрытая денежная эмиссия, которая быстро уходит в валюту. Если бизнес видит, что арбитраж по валюте дает доход, он им обязательно воспользуется.
ЦБ РФ через некоторое время инициативу Титова свернул,
т.к. держать курс, инфляцию и печатать деньги для экономического роста одновременно невозможно, нужно что-то выбирать. Выбрали ценовую стабильность (устойчиво низкую инфляцию).
Сегодня наш бизнес просит организовать длинные и дешевые деньги, только теперь через снижение базовой ставки. Могу сразу сказать, это невозможно. Ставка по кредитам не в прямой зависимости от базовой ставки Нацбанка. На кредитование в том числе влияет инфляция, ожидания участников рынка и пруденциальное регулирование.
При высокой инфляции и низкой ставке ЦБ нацвалюта будет обесцениваться быстрыми темпами.
Банки не будут кредитовать низкими процентами при падающем тенге, так как им нужно покрывать свои расходы и получать доходы
Посмотрите, что происходило в 2015: фиксированный тенге, дешевая ставка, сверхликвидный рынок денежного предложения в тенге, при этом кредитование встало. Потому что никто не верил в курс, все ставили на девал.
Инфляция все еще высокая и устойчивая, продуктовая инфляция растет как в Казахстане (за неделю +0,1%; 10,6% YoY), так и в мире. Среднее значение CPI ФАО в апреле 2023 года составило 127,2 пункта, что на 0,8 пункта (0,6%) выше мартовского показателя. Последние прогнозы Нацбанка изменились, ушел позитив.
Увеличился прогноз по росту ВВП на 2023 — от 4,2 до 5,2% (было 3,5 — 4,5%)
Увеличился прогноз по инфляции на конец 2023 — 11-14% (было 9-12%), за 2024 9-11% (было 6-8%)
Незначительно уменьшился прогноз цены на нефть — $82,2 за баррель (было $84) — на мой взгляд, цена оптимистична.
Консервативная позиция регулятора обусловлена сложной геополитической обстановкой
В таких условиях неопределенности ставку понижать нельзя, иначе рост инфляции будет неконтролируем, что вызовет нестабильность нацвалюты и увеличит социальное напряжение».