Ключевые моменты для развития Казахстана в итогах саммита руководства стран Центральной Азии и Китая в Сиане выделил известный политолог Марат Шибутов.
Вот что он пишет в своем телеграм-канале:
«После саммита в Сиане: почему логистика и туризм так важно?
В рамках прошедшего саммита в Сиане было заключено много соглашений, но я бы на месте простых граждан особое внимание обратил на две сферы – логистику и туризм. Вот что по этому поводу принято в декларации саммита.
Стороны договорились поэтапно увеличивать количество авиарейсов и рассматривать возможность разработки и введения мер по упрощению взаимных деловых поездок, в том числе выпуска карты для деловых поездок «Центральная Азия — Китай», а также активизировать модернизацию инфраструктуры контрольно-пропускных пунктов /КПП/, изучать вопрос об открытии новых КПП…
Стороны подчеркивают необходимость повышения статуса Центральной Азии как одного из важнейших трансевразийских транспортных узлов, активизировать развитие транспортного коридора «Китай — Центральная Азия», развитие мультимодальных транзитно-транспортных перевозок по направлениям Китай — Центральная Азия — Южная Азия, Китай — Центральная Азия — Ближний Восток, Китай — Центральная Азия — Европа, в том числе по маршруту Китай — Казахстан — Туркменистан — Иран и транскаспийским маршрутам с использованием морских портов Актау, Курык и Туркменбаши, а также транзитно-транспортных возможностей города Термез.
Стороны будут совместно развивать транспортную инфраструктуру, включая строительство новых и модернизацию существующих железных и автомобильных дорог из Китая в Центральную Азию.
Стороны отмечают значимость завершения ТЭО проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан и продвигают скорейший запуск ее строительства, а также отмечают значимость строительства казахстанско-китайской железной дороги Аягуз — Тачэн, обеспечения бесперебойного функционирования автодороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, осуществления регулярной работы автодороги Китай — Таджикистан — Узбекистан и автомагистрали Западный Китай — Западная Европа.
Стороны отметили важность проработки оптимальных возможностей для транзита продукции из стран Центральной Азии на рынки стран Юго-Восточной Азии и других стран Азии и в обратном направлении.
Стороны отметили важность дальнейшего сотрудничества в области туризма и разработки совместного туристического маршрута Центральная Азия — Китай.
Подчеркивая важность развития культурно-гуманитарного сотрудничества и укрепления взаимопонимания между народами, Стороны приветствовали запуск Года культуры и искусства народов стран Центральной Азии и Китая и Молодежного фестиваля искусств «Центральная Азия — Китай». Стороны будут поддерживать и способствовать академическим и студенческим обменам, проведению молодежных фестивалей, форумов и спортивных соревнований.
Почему это важно?
Многие люди до сих пор не понимают, что
промышленность создает намного меньше рабочих мест, чем сфера услуг, и там зашкаливающая стоимость рабочего места
Поэтому для собственно граждан выгоднее развитие сферы услуг, чем производства – там их скорее на работу возьмут. Поэтому туризм и логистика так важно.
Что такое китайский туризм? Если говорить о его доходности, то
в 2019 допандемийный год китайские туристы совершили 170 миллионов поездок за рубеж, принеся 253 миллиарда долларов мировой экономике
Так что о каком бы въездном турпотоке мы не вели речь — о китайском или некитайском, о «белом» туризме или «сером», в любом случае турист поселится в гостинице, а гостиница получит за это деньги, получит прибыль, заплатит налоги. Он сходит в рестораны, на экскурсии, купит что-то в магазине. В общем, каждый турист – это прибыль местной экономике, малому и среднему бизнесу.
А развитие логистики на китайские инвестиции и грузопоток дадут не просто улучшение транспорта, но и позволят снизить тарифы в целом. Это значит, что вся казахстанская экономика получит поддержку, а это скажется на всех отраслях.
Поэтому стоит только приветствовать усиление сотрудничества с Китаем – это даст занятость и рост экономики казахстанцам».