Правительство не справляется с задачей обеспечить продовольственную безопасность страны, пишет Жас Алаш.
Еще во времена правления Аскара Мамина правительство с гордостью заявляло о намерении превратить Казахстан в мировой продовольственный хаб. Мол, уже начали строительство технологичных современных оптово-распределительных центров по упаковке, хранению и реализации продуктов питания. Но складывается ощущение, что в погоне за мировой славой правительство просто забыло о продовольственных складах для внутреннего рынка.
Премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что правительство должно реорганизовать работу «Продовольственной корпорации». Согласно его отчету, в настоящее время в стране насчитывается более 1200 объектов для хранения овощей и фруктов общей вместимостью около 2 млн тонн.
«Однако этого недостаточно. Большинство из них очень старые и изношенные. Необходимо новое хранилище для овощей. Фермеры жалуются в Единую государственную информационную систему субсидирования», – сказал Смаилов.
Теперь правительство хочет построить 29 новых складов. В связи с этим особое задание было дано министерству сельского хозяйства, торговли и интеграции и местным акимам. Что выйдет из этой инициативы? Мы спросили об этом экспертов.
Экономист-ученый Жумадильда Баяхметов говорит, что у правительства было время урегулировать продовольственную безопасность в стране и оживить работу продовольственных складов и стабилизационных фондов. Но они с этим не справились. Ранее в рамках «Дорожной карты» планировалось построить новые продовольственные склады, однако местные акиматы ссылались на нехватку средств, а правительство, раздав указания, особо в вопрос реализации программы не углублялось.
«Практически все наши склады эксплуатируются еще с советских времен. Некоторые из этих складов используются уже более 70 лет. И до сих пор нельзя сказать, что «построены масштабные продовольственные склады в соответствии с международными требованиями».
Большинство складов в стране не соответствуют вообще никаким требованиям. Поэтому вполне объяснимо, что хранящиеся в них продукты питания, особенно фрукты и овощи, быстро приходят в негодность. Сколько правительств уже сменилось за 30 лет, но проблема так и не решена», — говорит Баяхметов.
При этом члены правительства прекрасно знают о проблеме, но используют свои знания, чтобы оправдать неэффективную работу отраслей. И министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, и Серик Жумангарин, занимавший в свое время пост вице-премьера, заявляли на правительственных часах, что
«мы все производим, но продукт сложно хранить. Мы можем сохранить некоторые продукты только до апреля. После этого мы вынуждены продавать их в другие страны»
Бывший глава правительства Аскар Мамин тоже не уделял особого внимания вопросу регулирования и благоустройства продовольственных складов в стране. Его идея заключалась в покорении мировых рейтингов, и экс-премьер был занят разработкой стратегии обеспечения продовольственной безопасности в странах СНГ. Сейчас правительство Смаилова выявляет пробелы и опять подчеркивает, что «нам нужно построить новые склады в короткие сроки».
Доктор экономических наук, профессор Галижан Мадиев говорит, что из-за отсутствия складских помещений 40-45% произведенной сельхозпродукции гниет, не доходя до потребителя. По его мнению, поскольку под инициативами правительства нет научной основы, проблемы никогда не будут решены.
Отсюда невозможность полного удовлетворения спроса, дефицит и соответственно резкий рост цен на продукты питания. И даже если мы сейчас в короткие сроки построим продовольственные склады, вряд ли эти проблемы решатся.
Ученый привел пример. В Астане шесть продовольственных складов. В них хранятся социально значимые товары, фрукты и овощи. Допустим, в этих шести магазинах хранится около 37 тысяч тонн овощей, но жители правого берега платят за картофель 150 тенге, а жители левого берега – на 50 тенге больше. Поскольку все продукты питания и напитки поступают из других регионов, стабфонд не в состоянии обеспечить население полноценными продуктами. И очень мало складов, которые покупают дешево и хранят.
На основе опыта Аргентины и Канады соседние страны — Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан разработали технологию хранения зерна и продуктов питания в полимерных мешках. Это новая технология, очень дешевая и доступная.
Используем ли мы этот метод?! Как работают продовольственные склады в стране?! В поисках ответов на эти и другие вопросы мы обзвонили несколько продовольственных складов в Алматы с намерением посетить и посмотреть, как идет работа. Однако поскольку они принадлежат частным предпринимателям и находятся под особой охраной, нам не удалось получить разрешение на посещение.
Недавно прошла информация, что казахстанцы тратят 54,3% дохода только на продукты питания. В такой ситуации невольно думаешь о том, что если бы наши склады были полны продуктов, купленных по низким ценам, население не нуждалось бы так и не было бы высоких цен.
И тут же возникает вопрос — какова вероятность стать глобальным продовольственным хабом, если мы не справляемся с координацией работы простых складов, обеспечивающих жителей страны.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей