Зачастую, приобретая товары и услуги, граждане прибегают к помощи так называемых «помогаек», чьи услуги не безвозмездны.
Если плата за такие услуги умеренная и помощь действительно профессиональная, безусловно, такие действия будут оправданными. Однако бывает, к сожалению, и по-другому.
По информации Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, за последние годы на страховом рынке набирает популярность деятельность недобросовестных «помогаек». Чаще всего они возникают при необходимости получения гражданами страховых выплат по обязательному автострахованию при дорожно-транспортных происшествиях.
Суть их действий сводится к оказанию «посреднических» услуг для оказания якобы помощи в получении страховых выплат. На деле же «помогайки», не оказывая фактически юридических или консультационных услуг и вводя в заблуждение граждан, забирают себе до половины страховой выплаты, положенной по закону выгодоприобретателю
Пользуясь доверчивостью, недобросовестные «помогайки» обогащаются за счет граждан. При этом такие недобросовестные услуги превратились в отработанную схему получения легких денег, где число людей, недополучивших законные выплаты, растет из года в год. В итоге деятельность «помогаек» не только наносит материальный ущерб гражданам, но и подрывает доверие к страхованию, поскольку «помогайки» создают видимость, что без их помощи получить страховую выплату невозможно.
Нередки случаи, когда после ДТП со смертельным исходом «помогайки» обращаются к родственникам потерпевшего, обещая содействие в получении денег от страховой компании. Если у погибшего в ДТП были на иждивении дети или родители, по закону им положена страховая выплата в размере 2000 МРП, или 6,9 млн тенге (МРП на 2023 год – 3 450 тенге).
«Помогайки», используя тяжелое моральное положение родственников, заключают с ними договор и оформляют доверенность на получение страховой выплаты. Посреднические услуги в данном случае сводятся к передаче документов от родственников пострадавшего в страховую компанию. Половину суммы или более «помогайки» оставляют себе, что является несоразмерной платой объему оказанных услуг.
В целях упрощения процесса получения страховой выплаты в 2022 году были внесены законодательные изменения, согласно которым все необходимые документы для получения страховой выплаты, в том числе сведения по выгодоприобретателям, можно получить от государственных органов дистанционно через ЕСБД путем обмена электронными данными. Это позволяет страховым организациям принять меры по определению иждивенцев погибшего лица, оказать помощь в сборе необходимых документов и выплатить им напрямую страховую выплату. Отмечаем, что за осуществление страховщиками страховых выплат комиссии и сборы не предусмотрены.
В Агентстве обращают внимание граждан, что при наступлении страхового случая страховая организация обязана произвести страховую выплату в размере, порядке и в сроки, установленные законом. При смертельных ДТП право на получение единовременной выплаты есть у иждивенцев умершего лица: детей или родственников, которые были у него на иждивении, лица, имеющего право на возмещение вреда в связи со смертью пострадавшего.
За вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, законодательно на 2023 год установлены следующие размеры страховых выплат:
Для получения положенного страхового возмещения наличие каких-либо посредников не требуется. Близким родственникам потерпевшего необходимо обратиться в страховую организацию, где была застрахована ответственность потерпевшего, либо в страховую организацию виновника ДТП.
В случае если родственники потерпевшего не знают в какой страховой организации были застрахованы потерпевший либо виновник, информацию можно получить из Единой базы данных по страхованию (ЕСБД) через сайт либо обращения непосредственно в АО «Государственное кредитное бюро» по адресу: Алматы, проспект Достык, 136, тел: +7 (727) 352-75-70.
Агентство просит быть бдительными, защищать свои интересы и обращаться за получением страховых выплат непосредственно в страховые организации.