В какой сфере строить карьеру – пожалуй, главный вопрос, который волнует выпускников школ. Притом нередко точки зрения детей и родителей расходятся. Как прийти к консенсусу и сделать верный выбор, рассказали эксперты.
Для начала небольшая статистическая выкладка. По данным НПП «Атамекен», 79% выпускников 2022 года сумели найти работу. Из них 67% трудоустроились на постоянной основе, еще 12% — на временной.
Интереснее ситуация с трудоустройством по специальности. Если у выпускников-медиков процент высок (70% для выпуска 2021 года), то в других сферах картина бывает удручающей: выпускники по специальности «международные отношения» — 29%, в строительстве – 34%, в агропромышленном комплексе при всей его важности и востребованности – лишь 7%.
Получается, рынок труда не оправдал ожиданий выпускников? Или же они изначально ошиблись и сделали неверный выбор специальности, по которой им попросту не хочется работать?
Эксперт в сфере образования Майраш Тайкенова признается, что современный рынок труда очень переменчив, а потому угадать тренды крайне сложно. Что будет всего через четыре года – неизвестно, особенно на фоне ускоренного развития технологий и искусственного интеллекта. Поэтому главное для родителей, считает она, не заставлять идти ребенка на изначально бесперспективную специальность.
— Есть родители, которые живут прошлыми правилами, архаичными убеждениями. Сейчас немало фактически мертвых специальностей, потребности в которых нет, но вузы продолжают обучение.
Некоторые родители, руководствуясь стереотипами, отправляют туда детей, заранее обрекая их на отсутствие работы. К сожалению, мертвыми стали многие научные специальности, в прошлом бывшие престижными. Пожалуйста, не загоняйте детей в рамки, — призывает Тайкенова.
Также она отмечает важность практических навыков: многие молодые люди зарабатывают именно за счет них, а не полученных специальностей.
— Родители впадают в депрессию: ребенок закончил экономический или юридический факультет, а найти работу не может. Однако при этом человек научился зарабатывать, к примеру, на ресницах или ногтях. Родителям обидно – им кажется, что такая специальность на уровне колледжа: «Как же так, мы вложились в образование». А аргумент детей понятен: «Я нормально зарабатываю, зачем мне идти куда-то за копейки? – приводит пример эксперт.
Получается, высшее образование теперь и не нужно? Нет, отвечает Тайкенова, у него по-прежнему очень важная функция.
— Могу сказать точно – нужна образованность, которая развивает мышление и интеллект. Я вижу огромную разницу между ребятами, окончившими вуз и теми, кто только окончил школу. Говоря откровенно, функция бакалавриата – научить учиться: понять анализ, синтез, методы исследований.
Да, студенты получают специальность, профилируются в какой-то области, но самое главное – получив степень бакалавра, они должны научиться добывать и обрабатывать информацию, что обязательно поможет им в жизни, — пояснила она.
При этом Тайкенова признает: нередко выпускники выбирают специальности из соображений простоты получения гранта. Мотивация понятная и благородная – получить образование и не вешать на родителей оплату за вуз. Однако выбранная таким путем специальность, скорее всего, не станет для ребенка любимой и интересной.
— Куда идти? Впервые в жизни я ничего не могу посоветовать конкретно. Потому рекомендация только одна: отдавайте ребенка туда, где ему интересно, где захочется развиваться и покорять новые высоты, — резюмировала Майраш Тайкенова.
Впервые будущую профессию для ребенка можно начать присматривать уже в 5-7 лет, отмечает приходской психолог Воскресенского собора в Алматы Виктория Левина. Она напомнила о таком психофизиологическом понятии, как задатки – параметры, определяющие предрасположенность к некоторым видам деятельности.
«Нужно наблюдать, чем увлекается ребенок и что у него лучше получается. К примеру, когда развит голосовой аппарат, ребенок любит декламировать стихи, у него хорошая память, ему нравится быть в центре внимания. Это определенные задатки, которые сами по себе не развиваются, их нужно стимулировать.
При этом не у всех есть выдающиеся таланты. Потому нужно пробовать различные кружки и секции, где проявятся те или иные физиологические особенности», — рассказала психолог.
Что касается ребят старшего возраста, родителям следует уделять внимание беседам о будущем: рассказывать о разных профессиях и отмечать все плюсы и минусы.
«Чтобы выбрать профессию, ребенок должен знать, что это вообще такое, чем ему придется заниматься в жизни. Нужно объяснить, какие пригодятся навыки и качества. Например, врач контактирует с людьми, оказывает помощь, понимая, что все это будет не слишком приятно. То есть ребенок по определению не должен быть мнительным или излишне впечатлительным, но обязан обладать состраданием», — считает Левина.
Она положительно оценивает появление профориентационных тестов в школах, которые выявляют тип темперамента и наклонности. Если же школьного теста кажется недостаточно, можно обратиться к психологу, он проведет более глубокое исследование.
Консультация с психологом обретает дополнительный смысл в контексте появления новых специальностей, отмечает Левина.
«Сейчас множество перспектив в IT-сфере, однако многие родители вообще не представляют что это такое и не осознают перспектив. Ребенок может интересоваться этой темой, иметь предрасположенность, но родителей убедит лишь мнение специалиста», — объяснила психолог.
В любом случае, заключила Виктория Левина, нельзя заставлять ребенка изучать совершенно не интересную для него профессию – учеба будет проходить из-под палки, а потому юноша или девушка едва ли смогут стать конкурентоспособными специалистами.