Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Выдающихся женщин в казахской истории назвал ученый

1971
Фото: esquire.kz

В своем телеграм-канале ученый опубликовал факты о роли и статусе женщин в казахских шежире. Дословно:

Имена прародительниц

Алжан – прародительница одноименного подрода племени албан

Алтын – прародительница одноименного рода из племени байулы

Даулетбике – прародительница одноименной группы рода торы-кыпчак)

Жолбике – ее имя было ураном рода тортуыл, племени аргын

Каркабат – ее имя было ураном рода каракесек, племени аргын

Кете-бике – прародительница рода кете

Кызай – прародительница одноименной группы племени найман

Момын – прародительница одноименной группы родов племени аргын

Мурын – прародительница одноименной группы племени найман

Сары – прародительница рода сары-уйсун

Дочь Бакытсыйыка – прародительница рода ысык

Сестра Аргына – прародительница племени таракты

Список этот далеко не полный, но тем не менее дает представление об истинной роли женщин в истории казахского народа.

Имя праматери

Некоторые роды и племена вели свою родословную исключительно от праматери, имя праотца в коллективной памяти потомков по разным причинам не сохранялось. Другие, несмотря на официальное наличие первопредка-мужчины, все же носили название в честь своей прародительницы. Третьи шли в бой и погибали с именем покровительницы рода на устах.

Корректировка ролей

Здесь надо еще иметь в виду, что в XVIII веке в казахских родах и племенах произошла массовая замена уранов в честь героев казахско-джунгарских войн. Баланс сместился в сторону батыров-мужчин. Позже в XIX-XX веках происходила, так сказать, корректировка шежире. Это явление наблюдается и сейчас.

Многие составители родословных считают зазорными старинные легенды, возводящие происхождение того или иного рода к женщине, и откровенно придумывают новые, более патриархальные версии.

Кто поспорит с Момышулы?

Ну и в качестве «вишенки» высказывание Баурыжана Момышулы о Домалак-ана, прародительнице племен албан, суан и дулат:

«И в трудные минуты мы обращаемся к ее аруаху (духу), порой не упоминая (забывая) имя своего деда. Она оставила нам свое имя, как символ добродетели, всепрощающего широкого простора души и великой скромности».

То есть если верить Баурыжану Момышулы (кто я такой, чтобы ему не верить?! ), казахи племени дулат могли в молитве забыть о своем великом предке Байдибеке и предпочитали за заступничеством обращаться к духу Домалак-ана. По-моему, здесь и комментариев никаких не нужно.

С наступающим праздником, дорогие казахстанки!

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter