Имя праматери рода имело огромное значение в казахской истории и фольклоре, говорит известный историк Радик Темиргалиев.
В своем телеграм-канале ученый опубликовал факты о роли и статусе женщин в казахских шежире. Дословно:
Алжан – прародительница одноименного подрода племени албан
Алтын – прародительница одноименного рода из племени байулы
Даулетбике – прародительница одноименной группы рода торы-кыпчак)
Жолбике – ее имя было ураном рода тортуыл, племени аргын
Каркабат – ее имя было ураном рода каракесек, племени аргын
Кете-бике – прародительница рода кете
Кызай – прародительница одноименной группы племени найман
Момын – прародительница одноименной группы родов племени аргын
Мурын – прародительница одноименной группы племени найман
Сары – прародительница рода сары-уйсун
Дочь Бакытсыйыка – прародительница рода ысык
Сестра Аргына – прародительница племени таракты
Список этот далеко не полный, но тем не менее дает представление об истинной роли женщин в истории казахского народа.
Некоторые роды и племена вели свою родословную исключительно от праматери, имя праотца в коллективной памяти потомков по разным причинам не сохранялось. Другие, несмотря на официальное наличие первопредка-мужчины, все же носили название в честь своей прародительницы. Третьи шли в бой и погибали с именем покровительницы рода на устах.
Здесь надо еще иметь в виду, что в XVIII веке в казахских родах и племенах произошла массовая замена уранов в честь героев казахско-джунгарских войн. Баланс сместился в сторону батыров-мужчин. Позже в XIX-XX веках происходила, так сказать, корректировка шежире. Это явление наблюдается и сейчас.
Многие составители родословных считают зазорными старинные легенды, возводящие происхождение того или иного рода к женщине, и откровенно придумывают новые, более патриархальные версии.
Ну и в качестве «вишенки» высказывание Баурыжана Момышулы о Домалак-ана, прародительнице племен албан, суан и дулат:
«И в трудные минуты мы обращаемся к ее аруаху (духу), порой не упоминая (забывая) имя своего деда. Она оставила нам свое имя, как символ добродетели, всепрощающего широкого простора души и великой скромности».
То есть если верить Баурыжану Момышулы (кто я такой, чтобы ему не верить?! ), казахи племени дулат могли в молитве забыть о своем великом предке Байдибеке и предпочитали за заступничеством обращаться к духу Домалак-ана. По-моему, здесь и комментариев никаких не нужно.
С наступающим праздником, дорогие казахстанки!