Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
496
-2.06
EUR
523
-2.87
RUB
4.94
-0.03

США раскритиковали соблюдение прав человека в Туркменистане – обзор СМИ

102
Источник — logosinfo.org

Государственный департамент США выступил с ежегодным отчетом о правах человека в странах мира за 2022 год. Доклад представил госсекретарь США Энтони Блинкен. В нем проанализирована ситуация в 198 государствах. Азатлык сообщает, что в главе, посвященной Туркменистану, отмечается плачевная ситуация в этой стране с правами человека.

В числе проблем, вызвавших обеспокоенность в 2022 году, перечисляются такие нарушения, как дискриминация в отношении женщин, серьезные ограничения свободы слова и прессы, в том числе угрозы насилия в отношении журналистов, транснациональные репрессии в отношении лиц, находящихся в других странах, пытки и нечеловеческое отношение в тюрьмах и многое другое.

Авторы доклада обратили внимание на то, как власти Туркменистана произвольно внедрили ограничения в отношении внешнего вида женщин, запретив им пользоваться услугами салонов красоты.

«Издание Turkmen.news сообщило о запрете всех услуг салонов красоты, которые включают в себя введение «инородных объектов» в тело. По утверждениям Turkmen.news, власти Ашхабада отправили директивы в школы, технические и профессиональные школы в Туркменабате и в некоторые этрапы Лебапского велаята

о проведении разъяснительной работы о необходимости отказываться от косметики, покраски волос, маникюра, педикюра и тату»,

— отмечается в докладе.

Авторы также напомнили, что туркменские власти ужесточили требования к женской одежде, а также практически запретили женщинам иметь водительские права.

Туркменские власти подверглись критике и за гонения в отношении гражданских активистов как внутри страны, так и за его пределами. В качестве одного из примеров приводится случай с правозащитником Азатом Исаковым, которого

туркменские власти выкрали из России и насильно привезли в Туркменистан после того, как он раскритиковал бездействие властей

по оказанию помощи пострадавшим от разрушительного шторма в апреле 2020 года.

В докладе отмечается, что в туркменских тюрьмах до сих пор остаются по меньшей 162 политических узника, в числе которых активисты и журналисты Мансур Мингелов, Нургельды Халыков и Рустам Джумаев.

Еще одним примером репрессий туркменских властей против инакомыслия, отмеченным в докладе Госдепартамента США, стало физическое насилие в отношении туркменских активистов, проживающих в Турции.

«По сообщениям издания «Хроника Туркменистана», 16 августа 2022 года туркменские активисты в сопровождении двух турецких правозащитников и адвоката пытались подать письменное обращение в туркменское консульство в Стамбуле. Участники акции зачитали обращение перед зданием, а затем вошли во двор консульства.

«Хроника Туркменистана» сообщило, что

сотрудники консульства оскорбили и избили двух женщин и троих мужчин, пришедших в дипломатическое представительство

Атамурад Сапаров получил серьезные увечья головы», — отмечается в докладе.

В докладе также выражается озабоченность по поводу ограничения интернета в Туркменистане. Отмечается, что Министерство национальной безопасности контролирует основной канал доступа к интернету и что государственное агентство «Туркментелеком» имеет программное обеспечение, позволяющее следить и прослушивать граждан стран в Сети.

Власти страны блокируют вебсайты, которые они рассматривают как опасные, в том числе такие социальные сети, как YouTube, Twitter и Facebook. Кроме того, авторы напомнили, что

в Туркменистане также блокируются сервисы ВПН, в том числе те, которыми пользуются дипломатические представительства и иностранные компании,

находящиеся в стране. И тот факт, что скорость интернета в стране очень низкая, практически делает недоступным и те сайты, которые не блокируются.

Еще одной серьезной проблемой, способствующей к нарушениям прав человека в Туркменистане, является укоренившееся во всех сферах коррупция.

«В течение года поступали многочисленные сообщения о коррупции в системе государственной власти. В отчетах Freedom House, Transparency International и Всемирного банка даются заключения о серьезных проблемах с коррупцией в стране. Хотя законодательством предусмотрены уголовные наказания за коррупцию во власти, правительство не исполняет закон эффективно», — говорится в докладе.

Такие отчеты Госдепартамент готовит уже почти 50 лет в сотрудничестве с местными и международными статистическими и правозащитными организациями. Сведения из разных стран рассматриваются на предмет соответствия международному законодательству и Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН.

Обещать не значит жениться

Жители Дяневского этрапа Лебапского велаята, который по итогам 2021 года был признан образцовым, за что получил миллион долларов денежной премии, недовольны тем, что

обещания направить эти деньги на решение социальных проблем района выполнены не были

По словам местных жителей, ситуация в селах за пределами этрапского центра годами остается плачевной, и недоумевают, зачем нужна «показуха» об объявлении этрапа образцовым в то время, как никто не отчитывается о том, как и на что были потрачены премиальные миллион долларов.

В Туркменистане с 2013 года ежегодно выбирают один из этрапов или городов с правами этрапа в качестве, как утверждают власти, лучшего по итогам в достижении наивысших результатов по всем социальным, экономическим и культурным показателям. Этрапу-победителю этого конкурса присуждают денежную премию в размере миллиона долларов США.

По итогам 2021 года лучшим был назван Дяневский этрап Лебапского велаята с населением 150 тысяч человек. Тогда государственные СМИ сообщали, что премиальный миллион будет потрачен «на благие дела».

— С самого начала хякимлик [Дянева]

обещал, что премиальные деньги будут направлены на ремонт разбитых дорог, реконструкцию старых поликлиник и даже новый парк

Но прошло уже больше года и не одно из обещаний выполнено не было. В регионе не видно никаких дел, на что могли были быть потрачены эти деньги, — говорит один из жителей Дяневского этрапа.

Он добавил, что в 2022 году в одном из микрорайонов этрапа был выделен участок для нового парка, но эта земля с тех пор в заброшенном состоянии.

— Этот участок земли в микрорайоне Бахар расположен в 20 километрах от центра Дяневского этрапа. Население этого микрорайона сравнительно небольшое. Жители были удивлены, почему для парка выбрали место, где проживает очень мало людей. Предположили, что это место было выбрано, потому что там родился тогдашний хяким этрапа. Но как бы там ни было, строительство парка до сих пор не началось, — говорит 50-летний житель.

Получить комментарии в администрации Дяневского этрапа по поводу того, как были потрачены призовые деньги, не представилось возможным.

Вместе с тем жители жалуются, что социальные проблемы в этрапе не решаются, а плачевная ситуация в отдаленных селах только ухудшается с каждым днем. Например, во многих селах дороги никогда не асфальтировались.

Другой житель этрапа, пожелавший не раскрывать своего имени, рассказал, что в его селе дороги в очень плохом состоянии, и жители были бы счастливы, если бы дороги засыпали хотя бы песком, чтобы по ним можно было ходить.

Жители объявленных лучшими этрапов в предыдущие годы, таких как Фарапский (2016 год) Лебапский и Векилбазарский (2017 год) Марыйского велаята,

уже много лет жалуются на отсутствие питьевой воды, перебои с подачей электричества и газа

Религиозная конкуренция

Некоторые представители духовенства, начали отказывать в просьбах людей принять участие в религиозных церемониях. Вместе с тем муллы мечетей, находящихся под патронатом государства, за свои услуги запрашивают такие суммы, которые большинству просто не по карману.

— В городе Мары, как и в других регионах страны, есть муллы, которые не идут на сотрудничество с государством, но приходят на свадьбы, поминки и другие церемонии, где читают молитву. Таких не обязательно приглашать заранее, просто нужно сказать им когда и где состоится то или иное мероприятие, они приходят без лишних слов и проводят религиозный обряд, — рассказал житель города Мары.

Но преследование со стороны властей, например допросы посещающих мечети женщин, принудительное сбривание бород у мужчин, принуждение верующих пить алкоголь, привели к тому, что все больше туркменистанцев стараются не проводить религиозные обряды  публично.

— В нашем районе был мулла лет 60, который приходил на свадьбы и поминки, чтобы проводить религиозные обряды. Этот скромный аксакал даже деньги не брал с людей за то, что читал молитву. Он призывал не давать деньги и другим муллам, но кто-то на него донес.

В течение месяца его несколько раз вызывали в местные МНБ, допрашивали и требовали не проповедовать о религиозных учениях

После этого он начал отказывать людям принять участие в той или иной церемонии, — рассказал марыец.

По его словам, недавно скончался его отец, и он обратился к этому мулле, чтобы тот провел поминальные обряды. Но мулла отказал, тогда марыецу пришлось обратиться к мулле из городской мечети Гурбангулы-хаджи.

— Когда я зашел в мечеть, один из работников в чалме грубо мне сказал, чтобы я вышел и подождал снаружи, а он узнает, кто из мулл свободен. Я прождал около часа, этот человек вышел и сказал, что свободных мулл нет, если у кого-нибудь будет время, он мне позвонит. А также предупредил, что мулле за один день молитв на поминках нужно будет заплатить 60 манатов, — рассказал он.

Человек попытался объяснить, что уже позвал людей на поминки и что материальных возможностей заплатить 60 манатов мулле нет. Тогда работник мечети посоветовал найти кого-нибудь, кто будет читать молитву, среди родственников.

Несколько марыйцев отметили, что связанные с государством муллы, которые считаются авторитетными среди местного населения,

в основном предпочитают ходить на обряды и церемонии к состоятельным людям

Во время своих проповедей «такие муллы часто возвеличивают диктаторский режим».

Получить комментарии по поводу этих утверждений в главной мечети города Мары не представилось возможным.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter