Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
482
0.00
EUR
532
0.00
RUB
5.07
0.00

Музыка — это харам: до чего доводит псевдорелигиозность

462
Фото: massaget.kz/ из личного архива Романа Бурхаша

Роман Буркаш – уроженец Казалинска Кызылординской области. Музыкант. Его дедушка, мечтая о внуке — известном исполнителе кюев, с раннего детства учил внука играть на домбре.

Роману нравилось заниматься музыкой. Окончив музыкальный колледж в Шымкенте, юноша поступил в консерваторию. К этому моменту у него была домбра из палисандра, которую сделали на заказ у известного мастера. Возможно, у молодого человека было бы блестящее музыкальное будущее, но он увлекся модными среди молодежи религиозными проповедями.

Музыка харам или халяль?

«После окончания колледжа я поступил в консерваторию имени Курмангазы в Алматы. Выбрал флейту, так как на обучение игре на домбре был большой конкурс. Я учился в классе Талгата Мукишева. В то время появилась мода на чтение намаза. Проповеди «великого учителя Дарына», как тогда говорили, распространялись среди молодежи очень широко. И в какой то момент среди студентов консерватории начал гулять вопрос: «Музыка харам или халяль?»

Я тоже начал читать намаз и слушать аудиопроповеди. Мы были молоды и не знали, что правильно, а что нет. Под влиянием этой религиозной группы мы начали презирать музыку, у меня пропал интерес к домбре.

Я учился в классе флейты, но постоянно совершенствовал и игру на домбре. И вот в какой-то момент спрятал инструмент в футляр и закинул под кровать. Хуже всего то, что вскоре я продал его своему соседу по комнате за 70 тысяч тенге. Добавив денег, которые присылал отец, купил ноутбук и закачал в него аудио- и видеопроповеди.  Мои друзья, которые раньше просили у меня домбру, стали просить посмотреть проповеди на ноутбуке. В то время я думал, что делаю большое дело, и с гордостью рассказывал, что отказался от мирского и избавился от домбры.

Из музыки к просветлению

После второго курса я оставил консерваторию и поступил в университет «Нур-Мубарак» на специальность «Исламоведение». Семья меня не осуждала, но все же говорили, что я зря бросил музыку, но я твердил, что хочу заниматься наукой.

В 2015 году я закончил «Нур-Мубарак» и уехал в Турцию, чтобы продолжить обучение религиоведению. В общем, я изучал религию восемь лет и в конце концов я понял, что современные религиозные концепции, которые широко распространяются среди молодежи, берут свое начало из вредных для ислама течений, таких как ваххабизм.

Наше понимание религии сильно отклонилось от традиционного. Похоже, это навязывалось искусственно. Выбрав такой путь, человек начинает отрицать интеллектуальное искусство и знания. Но ведь история знает много религиозных людей, которые были профессионалами в различных сферах — музыке, литературе, философии и т. д.

Теперь я понимаю, что если религия негативно влияет на профессию или творчество человека, значит здесь что-то неправильно. Например, мы видим много творческих людей, которые, обратившись к религии, вдруг перестают заниматься любым делом и дарить людям радость.

Уроки юности

Мое отношение к религии и музыке резко изменилось после знакомства с компетентными религиоведами. Я стал понимать, что религия намного шире, чем говорилось в проповедях, которые мы слушали еще студентами. Я понял, что в нашей религии музыка не запрещена, и у меня снова проснулся интерес к ней.

Я начал жалеть, что 10 лет назад продал домбру, заболев равнодушием к национальному наследию и искусству. Я нашел парня, которому продал инструмент, он работает преподавателем в университете. Хотел выкупить домбру, но он ответил, что не продаст.

«Главное, что моя домбра цела и в руках настоящего специалиста», – утешался я. А недавно этот парень неожиданно поступил очень щедро — он вернул мне инструмент.

Я многое вынес из случившегося. Проснулся мой исторический разум. Я видел какой ущерб нации могут нанести неправильные религиозные движения. Отныне я буду способствовать тому, чтобы другие не повторяли моих ошибок».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter