Темир Манарбекулы из города Державинска Акмолинской области собирает прототипы ретро-автомобилей 60-70-х годов прошлого века. Но пользоваться своими шедеврами мастер не может, пишет Massaget.kz.
Свою первую детскую машину из деталей велосипеда Темир собрал еще в школе, когда учился в 6-8 классе. После этого интерес к созданию автомобилей только усилился. Когда юноша окончил школу, дядя подарил ему два автомобиля «Москвич», которые годились разве что на утилизацию. Это и послужило толчком для полета творческой мысли.
«Я полностью разобрал ржавый и насквозь прогнивший кузов одного «Москвича» и сдал его на металлолом. Обновил ряд запчастей, установил мотор, заказал через интернет другие необходимые запчасти и начал собирать машину. Сделал своими руками «Мерседес», похожий на немецкий ретро «Родстер», по молодости даже ездил на нем по городу. А потом мне довелось построить «Багги Ф», его я через некоторое время продал», — рассказывает мастер.
Затем Темир решил собрать прототип американского двухместного «Кабриолета». Через некоторое время машина была готов. Но… ездить на своем детище легально не получается, регистрировать такие авто отказываются.
– Сколько я ни пытался оформлять документы на свои автомобили в законном порядке, результатов ноль. Я даже писал в парламент, правительство и президенту, но на сегодняшний день регистрация собранного автомобиля законом не предусмотрена. То есть для тех немногих, кто сам собирает машины, власти не хотят вносить изменения в закон, — поясняет Темир.
А еще у конструктора-любителя есть мини-трактор собственного производства, который незаменим в домашнем хозяйстве. Для тяжелой работы он не предусмотрен, но легко справляется с такими задачами, как вывоз мусора, уборка снега, перевозка угля и прочее. И опять же, регистрация на трактор не предусмотрена.
Темир Манарбекулы возглавляет экономический отдел районной администрации и говорит, что даже у них в районе много талантливой молодежи. Но поскольку молодые люди не имеют возможности реализовать себя, уезжает из страны. В пример он приводит одного из своих братьев.
— Он действительно талантливый художник, но чтобы заниматься любимым делом, уехал за рубеж, потому что здесь не получил поддержки. Там он уже довольно популярен, его картины пользуются успехом. Действительно очень много талантов уезжает, — говорит Темир.
Мастер сетует, что он тоже не имеет возможности поработать в отрасли отечественного автомобилестроения и внести свой вклад в создание автомобиля, который станет действительно казахстанским продуктом.