В советское время праздник Наурыз попал под запрет, потому как воспринимался властями религиозным, а точнее – мусульманским. Фактически же Наурыз имеет древние зороастрийские корни, но попытки его интеграции в исламскую культуру действительно предпринимались.
Исстари Наурыз (или же Навруз) считался началом нового года и одновременно праздником весны, обновления, знаменовал старт весенних работ. Люди поздравляли друг друга с окончанием зимы, устраивали трапезы и гуляния, очищались прыжками через костры, возносили хвалу духам и предкам за новый виток жизни…
Интересно, что впервые Наурыз стал запрещаться с распространением ислама. К примеру, на территории современного Азербайджана это произошло еще в VII веке, когда на этих землях закрепился Арабский халифат, пишет азербайджанская исследовательница Нуранэ Намазова. Но, очевидно, стереть «языческий» Наурыз из народной памяти не удалось – слишком уж сильно люди почитали этот праздник.
Тогда начал происходить обратный процесс:
мусульманское духовенство в тех или иных регионах исламского мира пыталось увязать Наурыз с религией
К примеру, приверженцы распространенной в Турции секты Бекташи считают, что в этот день родился Али, один из сподвижников пророка Мухаммеда.
Еще одна трактовка – в день весеннего равноденствия пророк Мухаммед совершил последнее паломничество, а Али стал халифом.
Схожее видение имели богословы в Узбекистане: они утверждали, что Наурыз связан с важнейшим эпизодом в жизни пророка Мухаммеда, когда он, спасаясь от преследований, отправился из Мекки в Медину.
Мусульманское духовенство Казахстана считает, что
со временем Наурыз полностью ассимилировался с традициями и верованиями народа
Отмечается, что различные огнепоклонные обряды и вправду отдают язычеством и харамом, но эти привычки со временем отпали, а потому ничего греховного в Наурызе нет.
В общем, Наурыз так и остался почитаемым и любимым у многих народов. Более того, сегодня он не только широко празднуется в десятке стране, но и считается официальным началом нового года в таких глубоко исламских государствах, как Иран и Афганистан.
Возвратимся к Казахстану. У нас Наурыз запретили праздновать в 1926 году, опять же в рамках борьбы большевиков с религией. Запрет продержался до 1988 года – тогда Наурыз вновь начали отмечать в качестве праздника весны, труда и дружбы.
Официальное признание Наурыз получил 15 марта 1991 года
после выхода Указа президента Казахской ССР «О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы», согласно которому 22 марта объявлен праздничным днем. В 2001 году он был объявлен государственным, а с 2009 года отмечается три дня подряд – 21, 22 и 23 марта. В феврале 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза.
Стоит отметить, что возрождение праздника очень приветствовала и православная церковь Казахстана, считая Наурыз светлым днем сплоченности для людей разных национальностей и вероисповеданий.
«Этот радостный праздник, связанный с пробуждением природы, на Востоке с древности отмечается как начало Нового года, символизирует возрождение и обновление жизни. Празднование Наурыза – многовековая традиция нашего многоконфессионального и многонационального народа, олицетворяющая собой дружбу и единство, стремление к миру, любовь к родной стране, глубокое уважение к историческому наследию», — гласило прошлогоднее поздравление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.
Как видим, древний праздник весны со временем вписался в иные реалии. Говоря древний, мы нисколько не преувеличиваем: впервые Наурыз упоминается в текстах «Авесты», священной книги зороастризма. А она датируется как минимум VI веком до нашей эры.
Действительно, многочисленные исследователи сходятся во мнении, что в Наурызе отразилось множество зороастрийских верований. К примеру, те же упомянутые выше прыжки через костер – как тут не вспомнить очистительное значение пламени в учении Заратуштры.
Согласно распространенному преданию, именно в день весеннего равноденствия Заратуштра и был обожествлен. Впрочем, в самой «Авесте» сказано, что праздник посвящен не только этому событию, но и является днем поклонения изобилию, которое дает мать-природа.
Вполне возможно, что Наурыз праздновался еще до появления зороастризма. В пользу этой версии говорит тот факт, что
сам по себе день весеннего равноденствия имел гигантское значение для людей древности,
для которых звезды были единственным ориентиром и в пути, и в потоке времени.
Опять же, Наурыз знаменовал начало нового трудового цикла для пахаря и скотовода, а это уже прямая связь с наиболее древними земледельческими культами, которые, по сути, появились даже до классического язычества.
В культуре многих народов, включая тюркские, существует культ волка – как сильного и хитрого зверя, умеющего жить стаей. И здесь вновь встречается пересечение с традицией празднования Наурыза, как минимум в турецком фольклоре.
В предании о сыне Огуза (того самого прародителя огузской ветви тюрок) говорится, что в стародавние времена он жил в пещере, где накапливал запасы для зимней поры. Однако в один год зима вышла настолько суровой и затяжной, что вся еда закончилась. Сыну Огуза пришлось отправиться на поиски пропитания.
Он не смог ничего отыскать и, отчаявшись, побрел в свою пещеру. Вдруг в пути ему встретился волк.
– Откуда и куда идешь ты, сын Огуза, в такую непогоду? – спросил зверь.
Поведал ему Сын Огуза о напасти, свалившейся на его голову. Тогда волк сказал: на развилке дороги сына Огуза ждет отара овец, сноп пшеницы, прялка и ручная мельница. Мясо он поручил съесть, из шерсти сшить одежду, из шкур скроить тулуп, из пшеницы – намолоть муки и испечь хлеб.
— Так доживешь до весны. Но смотри: пуще глаза своего береги мои дары. Должен ты сам выхаживать овец и растить колосья. Ягнят будешь вынашивать на руках своих. Зерна, посеянные в землю, будешь поливать потом своим. Но если не выполнишь всех условий, трудно будет жить тебе, сын Огуза, — предупредил волк.
И вправду, на развилке дороги путник встретил все обещанное. Сын Огуза перенес все добро в пещеру и в точности исполнил все наказы волка: неустанно ухаживал за отарами, а весной посадил пшеницу.
«С того дня сын Огуза прилежно трудился круглый год, с того дня – тридцатого дня Большой чилли (два самых холодных месяца зимы), когда повстречал он волчонка – принялся готовиться сын Огуза к празднику.
Пять дней в году беспечно ел и пил, пел и плясал, праздновал с родными и близкими сын Огуза. С той памятной встречи повел отсчет дням нового года сын Огуза, назвав этот день Новруз. Возвел он этот праздник в обычай, ибо Новруз принес ему удачу», — говорится в турецком предании.
В общем, настолько Наурыз переплелся и с языческими верованиями, и с фольклором, и с практическими моментами, что его точно не назовешь религиозным, а вот духовным в самом земном значении – вполне. Потому что праздник этот про то, чего хотят все люди: весны, тепла, благополучия и благоденствия.