Весьма своеобразно публикуются Минфином в этом году ежемесячные сведения о поступлениях и использовании средств Нацфонда РК, формальным владельцем которого это министерство выступает от имени государства.
После того, как 5 января на сайте Минфина появились данные на эту тему по итогам минувшего года, наступила длительная пауза. В начале февраля так и не были опубликованы сведения за январь – их представили лишь 3 марта, после чего практически сразу же, 6 марта, на сайт выложили данные и за последний месяц зимы.
Судя по всему, бюрократическая заминка была вызвана в первую очередь огромным убытком от доверительного управления активами фонда, вверенного Нацбанку.
Во всяком случае величина этого убытка так и не появилась в январских и февральских данных Минфина, хотя в сведениях на начало года сообщалось, что по итогам девяти месяцев 2022 года он составил минус 1 трлн 374,3 млрд тенге.
В последних же публикациях лишь указывается, что данные приведены Минфином с учетом совокупного убытка до вычета расходов на управление фондом за минувший год. Этот убыток в свою очередь содержится в утвержденном Минфином отчете Нацбанка за четвертый квартал 2022 года по доверительному управлению фондом без учета амортизации дисконта по облигациям казахстанских государственных компаний. Увы, и этот отчет недоступен СМИ.
Поэтому остается лишь самостоятельно прикидывать примерную величину инвестиционного результата, полученного по итогам прошлого года от управления деньгами фонда. Причем вывод получается парадоксальным!
В начале года Минфин отчитался, что с учетом убытка по результатам за девять месяцев в фонде было 28 трлн 628,7 млрд тенге по состоянию на 1 января. Однако в данных на 1 февраля значилось, что
на начало года фонд располагал средствами в 29 трлн 176,5 млрд тенге
уже с учетом совокупного убытка за весь прошлый год. Как нетрудно подсчитать, разница между этими двумя величинами составляет 547,8 млрд тенге.
Иными словами, денег в фонде прибавилось, а огромный убыток за девять месяцев был перекрыт не менее значительным инвестиционным доходом в последнем квартале ушедшего года! Но откуда он взялся, непонятно, поскольку в Нацбанке также заявляли об убытке от управления активами фонда по итогам прошлого года.
Но даже при этой непонятной манипуляции данными Национального фонда из сведений Минфина выясняется, что за январь его средства уменьшились на 0,1% — до 29 трлн 136,1 млрд тенге, в абсолютном выражении – на 40,4 млрд.
Произошло это по причине превышения январских расходов из фонда над поступлениями в него, составившими соответственно 237,4 и 197 млрд тенге.
В феврале ситуация выправилась с лучшую сторону благодаря резкому увеличению поступлений в фонд – в 5,2 раза, до 1 трлн 28,7 млрд тенге! Львиная часть поступлений – 1 трлн 27,3 млрд – пришлась на прямые налоги от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты).
Расходы же из средств фонда увеличились за последний месяц зимы в меньшей степени – в 2,1 раза, до 510,4 млрд тенге. А это в свою очередь повлекло рост его активов на 1,9% — до 29 трлн 694,8 млрд, в абсолютном выражении – на 558,7 млрд, а с начала года – на 1,8%, или 518,3 млрд тенге.
Напомним, что согласно закону «О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2023 – 2025 годы» его размер на этот год утвержден с учетом новых требований Бюджетного кодекса в размере 2,2 трлн тенге при цене отсечения на нефть по поступлениям в фонд от организаций нефтяного сектора в $48,9 за баррель.
По официальному прогнозу
это позволит восстановить валютные активы фонда в этом году до $66,7 млрд,
в 2024-2025 годах – до $78,8-93,2 млрд.
Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда РК на 1 марта 2023 года
Примечание:
* С учетом совокупного убытка до вычета расходов на управление Национальный фондом за 2022 год, согласно утвержденному отчету Национального банка РК за 4 квартал 2022 года по доверительному управлению фондом, без учета амортизации дисконта по облигациям казахстанских государственных компаний.
Источник: Министерство финансов РК