Исторический туризм в Казахстане только в начале своего развития. Но даже в богатых древними достопримечательностями городах далеко не всегда все в порядке с туристической инфраструктурой. Таким примером может считаться Тараз, у которого есть все шансы стать ведущим городом в сфере исторического туризма. Но пока этими шансами не пользуются.
Тараз и его ближайшие окрестности могут представить самое разнообразное туристическое меню для любителей древности. Благодаря тому, что история Тараза не прерывалась на протяжении почти двух тысячелетий, теперь здесь есть выбор исторических достопримечательностей на любой вкус – 4 000-летние петроглифы, шахристан, караван-сарай и мавзолеи древнего Тараза, сырцово-кирпичные кварталы Аулие-Аты XIX-XX веков, застройка в стиле сталинского ампира.
При желании со всем этим можно ознакомиться как в короткие сроки (за 1-2 дня), так, к примеру, и за неделю, посвящая каждому отрезку богатой истории Тараза по одному дню.
Начать можно, например, с петроглифов в ущелье Карасай – располагается оно в двадцати минутах езды от города и являет собой настоящий заповедник наскальных рисунков. Причем временной разброс надписей поражает – там можно увидеть как петроглифы которым от 3 до 40 тысяч лет, так и относительно молодые, которым «всего» 300-400 лет.
Увы, состояние этой достопримечательности вызывает опасения. Поскольку зона никак не охраняется государством, она частенько становится жертвой бытового варварства наших сограждан.
Начать хотя бы с того, что на территорию абсолютно свободно въезжают машины, повреждая камни с петроглифами. А некоторые туристы порой и вовсе раскалывают камни на сувениры, а то и просто используют их в качестве стройматериала. Если так будет продолжаться, риск потерять это историческое наследие очень велик.
Другая интересная достопримечательность таразских пригородов — конечно, мавзолей Айша-Биби. Это один из самых раскрученных туристических брендов Тараза и всей Жамбылской области. Айша-Биби и находящийся в центре Тараза мавзолей Карахана представляют собой классический пример так называемой караханидской архитектуры, которая характеризуется сооружениями, в основном мечетями и мавзолеями, довольно большого размера, выполненными из жженого кирпича.
Сегодня наследие караханидской эпохи составляет золотой фонд архитектурного наследия юга Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Более того, два этих объекта связаны и с жизнью исторических персонажей, именем которых они и названы.
Айша-Биби была дочерью известного ученого и поэта XI века хакима Сулеймана Бакыргани. После его смерти правитель Тараза Шах-Махмуд-Бугра Карахан попросил руки девушки, однако ее воспитатель не дал согласие. Тогда Айша обманула его и поехала в Тараз. Но не доехала… погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе.
Скорбя о смерти любимой, на месте ее гибели Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты. Купол, собственно, и символизирует женский головной убор у многих тюркских народов. Попутчица Айша-Биби, ее няня Бабаджа-хатун, стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи-хатун.
Сам правитель Тараза Шах-Махмуд-Бугра по прозванию Карахан намного пережил свою невесту. Он считался среди современников как великим воином, так и мудрым правителем, и даже святым – аулие. Со временем, уже во времена Кокандского господства, в этом регионе город Тараз переименовали в Аулие-Ату, то есть по сути в честь Карахана.
На территории, прилегающей к мавзолею Карахана, можно найти еще один памятник древности — мавзолей Даутбека, одного из монгольских наместников в Таразе. Улуг-Бильге-Икбалхан-Даутбек был одним из ближайших сподвижников Чингисхана, командующим караханидской армии в его огромном войске и одним из его самых доверенных лиц в средневековом Таласе. По преданию, мавзолей Даутбека был построен по решению Чингисхана, опечаленного кончиной своего соратника.
Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием и главную архитектурную находку Тараза последних лет – развалины древнего города. А именно Караван-сарай и Шахристан. Караван-сарай долго находился в законсервированном состоянии, его неоднократно реставрировали и лишь недавно открыли для посещения.
Сегодня там можно увидеть основание самой древней в Казахстане мечети, датируемой IX-XI веками. К слову, она символизирует сложившуюся в веках религиозную многообразность Казахстана. Ведь ранее эта мечеть была еще христианским несторианским храмом.
Караван-сарай был найден на территории, прилегающей к мавзолею Карахана, поэтому с его раскопками было несколько легче. Что до Шахристана, то ранее на его месте располагался городской рынок, поэтому уже в XXI веке доставать целый пласт городской истории пришлось в буквальном смысле из-под земли.
Археологами и реставраторами была проделана грандиозная работа. Сегодня здесь можно увидеть и остатки старого хамама, коих в караван-сараях древнего Тараза было великое множество, и такие диковинные объекты, как тюремный зиндан.
Вокруг Шахристана воздвигнута кирпичная крепостная стена. Конечно, это новодел. Но восстановлен он по старым фотографиям рубежа позапрошлого и прошлого веков, когда стена цитадели-Шахристана еще была относительно целой.
К северу от Караван-сарая и Шахристана располагается так называемый «русский квартал» — застройка аулие-атинского периода в истории Тараза.
Здесь сохранились купеческие дома, старинные магазины рубежа прошлого и позапрошлого веков. Сегодня их арендуют для офисов и торговых точек. В одном из этих зданий, что символично, расположилось ведомство по охране памятников архитектуры
В целом архитектурное наследие Аулие-Аты заметно отличается от старого Верного или Акмолинска. В Верном все старые дома строились из дерева и затем покрывались штукатуркой, в Акмолинске дома были каменными, а вот в Аулие-Ате на рубеже XIX-XX веков дома строили из сырцового, необожженного кирпича.
Несколько лет местные активисты обсуждают вопрос о создании здесь исторического квартала. Все упирается в бюджет. Состояние старых домов оставляет желать лучшего, а средств на их реставрацию у городских властей нет.
Особо печально и то, что сырцовый кирпич, из которого и выстроены аулие-атинские кварталы – материал недолговечный и нуждается в постоянных реставрационных и укрепительных работах. Но они не ведутся. Единственное исключение – дом-музей великого русского биолога Константина Ивановича Скрябина, работавшего в Аулие-Ате в 1910-е годы.
Когда здесь решено было основать музей, дом разобрали, сырцовый кирпич обожгли и выстроили заново по старым чертежам. Но возможности сделать так с каждым домом старой Аулие-аты сейчас нет.
С аулие-атинским периодом связана деятельность видного городского деятеля, начальника Аулие-атинского уезда Василия Андреевича Каллаура. Уроженец Минска, прибывший сюда по долгу службы, он очень проникся историей края, который ему выпала честь возглавлять в 1884-1898 годы.
Поэтому именно в бытность его местным губернатором начался настоящий ренессанс старых таразских достопримечательностей, которые начали инвентаризироваться, а кое-какие даже реставрироваться. Как, например, Тектурмас – еще один мавзолей средневековья.
Построен он в XVI-XV веках. По преданию здесь похоронен местный аулие (святой) Султан-Махмуд-хан. В 1864 году мавзолей пострадал во время осады Аулие-Аты войсками генерала Черняева, а во времена губернаторства Калаура его отреставрировали. В 1935, увы, снесли. Но место по-прежнему считалось святым, сюда шли паломники. В 1982 году мавзолей был восстановлен и занял свое место в череде красивейших достопримечательностей Тараза.
Западнее от центра старого Тараза и районов старой Аулие-Аты – кварталы советской застройки. Зданий построенных в стиле сталинского ампира здесь не так много, но они есть и сегодня в них в основном заседают органы областной и городской власти. Чуть восточнее имеется и интересный памятник архитектуры 1990-х. Это православный Успенский собор.
Он был построен в 1993 году, когда Тараз еще назывался Джамбулом. Это было по-настоящему народным строительством: в течение нескольких лет прихожане ходили на стройку каждый день после окончания основной работы и помогали стройматериалами.
Успенскую церковь можно назвать детищем ее первого настоятеля, протоиерея Бориса Киняка. Он сам выбрал проект здания собора и привлек к росписи стен и написанию икон местного мастера Сергея Михальцева, иконописца причудливой судьбы, который до того рисовал советские агитационные плакаты.
Ну а что до современности, главным архитектурным изыском последнего времени можно считать пешеходный «Арбат». Архитектурный новодел до сих пор вызывает споры старожилов и гостей города. Многим кажется неуместным сочетание копий лондонского Биг-Бена, Самаркандской площади Регистан и двухэтажных домиков, стилизованных под восточную старину. Собственно, здесь, как всегда, сталкиваются мнения сторонников подобных реставраций-реноваций и их противников. Оценивать – дело таразцев и гостей города.