В Казахстане приближаются выборы. В ЦИКе заверили списки семи партий, которые намерены усадить своих людей в депутатские кресла. Плюс огромное число самовыдвиженцев. И чем ближе «час Х», тем больше слухов и непроверенной информации. Хотя правда иногда может оказаться страшнее.
Политолог Замир Каражанов разбирает, какие правила игры, у кого в этой борьбе больше шансов и к чему все это приведет.
— Замир, кажется, интерес к избирательным процессам в нашей стране вырос.
— Не могу сказать, что выборы привлекли внимание казахстанцев, что кипят страсти…
— Но о чем тогда может говорить такая высокая конкуренция: большое число самовыдвиженцев, появление двух новых партий?
— В истории Казахстана на рубеже веков были выборы, которые действительно привлекали большое внимание. Тогда у населения еще было впечатление, что оно действительно может оказать какое-то влияние. Точнее, что его голос отразится на исходе выборов. Но в текущей ситуации я не заметил какого-то оживления, не слышал, чтобы люди на улицах обсуждали громкие обещания кандидатов, чтобы звучали фамилии кандидатов и названия политических партий.
— Интересно, что происходит на самом деле, важнейшие выборы в новейшей истории страны или просто массовка? ЦИК говорит, что на одно депутатское кресло претендуют почти десять человек, на что рассчитывают все эти люди?
— Очень вероятно, что сами кандидаты-самовыдвиженцы, как старые, так и новые партии считают, что есть ажиотаж, что идет серьезная политическая борьба, что выборы помогут им попасть во власть. Но население такого интереса, как мне кажется, не разделяет. Хотя в разных регионах политическая активность может сильно отличаться.
Как все знают по предыдущим выборам, алматинцы зачастую занимают пассивную позицию с самыми низкими показатели активности, и я сейчас сужу по своему городу – по Алматы.
Со стороны кандидатов активность, конечно же, наблюдается. Это связано с заявлением президента, что выборы должны в большей степени отражать настроения казахстанцев, способствовать притоку новых людей, что должен появиться профессиональный парламент и профессиональные партийные организации.
Я думаю, на основе таких заявлений у кандидатов сформировалась уверенность, что эти выборы дадут им шанс. Но если разбираться серьезно, у нас ведь до сих пор даже законодательство о выборах не поменялось.
— А как же Конституция?
— Конституция поменялась. Но Конституция отражает принципы государства и принципы политической системы Казахстана – то, что мы строим правовое государство, демократическое, что выборы должны быть прозрачными, толерантными, беспристрастными, справедливыми — вот что отражает основной закон страны. То есть Конституция декларирует, что у каждого гражданина есть право голоса.
Если смотреть по факту – принципы, заложенные в Конституции, должны реализовываться на основе конституционных законов – в данном случае это закон о выборах.
Сразу возникает масса вопросов к этому законодательству. В законе есть такое понятие, как «вмешательство в процесс», но при этом не объясняется, что подразумевается под термином «вмешательство». Есть статья, где говорится, что членов избирательной комиссии, как и наблюдателей, могут привлечь к ответственности за вмешательство в избирательный процесс.
Но что значит вмешательство в избирательный процесс со стороны члена избирательной комиссии? По-моему, это его работа – вмешиваться в избирательный процесс, способствовать тому, чтобы выборы были прозрачными и честными. Он же не чужой человек в избирательной комиссии, он пришел, чтобы реализовывать конституционные положения. Однако в законе говорится, что за это его могут привлечь к ответственности.
То есть у нас законодательство во многих случаях не полностью раскрывает те понятия, которые регулирует, и иногда возникает больше вопросов, чем ответов. А между тем исход выборов будет зависеть от правил игры. Конечно, многое связано с ожиданием самих партий, что в этот раз все поменяется. Но поменяется или нет, это еще большой вопрос.
— Поправки в законодательство тоже были…
— Но они касались только тех изменений, которые прошли в Конституции. Кандидаты пойдут по партийным спискам или по одномандатным – это такой организационный вопрос, который сути значения не имеет, как в профиль или анфас. Суть затронута не была.
— То есть сюрпризов можно не ожидать?
— У нас главный сюрприз – это дата проведения выборов, а с результатами сюрпризов обычно нет.
— Тогда какие прогнозы? Все партии войдут в парламент?
— Не факт. На всех желающих мест не хватит. Да и нет смысла входить в парламент маленьким числом – есть эффект, когда от партии идет больше 14 депутатов.
А сюрпризов не стоит ожидать по многим причинам. Во-первых, это и относительно самого законодательства о выборах, по которому дается всего один месяц на агитационную кампанию. За месяц провести успешную агитационную кампанию очень маловероятно. К тому же агитационная кампания ограничена по количеству публикаций, по объему статей, в том числе по возможности использовать какую-то рекламу. Все жестко регулируется и в такой ситуации добиться успеха в информационном пространстве большая проблема, особенно для новых партий. Если только хайпом заниматься, но это сомнительный выход из положения.
— Какие шансы у новой политической партии «Республика»? Говорят, с финансами, амбициями и хайпом там все в порядке.
— Опять возвращаемся к законодательству. У нас все так сильно зарегулировано, что даже имея огромные возможности, все равно не получится прокричать о себе из каждого утюга. Возможно, деньги у «Республики» есть, но расходы на рекламную кампанию регулируются и агитационный период тоже ограничен.
С одной стороны, всех выровняли, и это хорошо. Но, с другой стороны, на протяжении года Amanat присутствовал в информационной сетке, и об этой партии все знают, и возможностях этой партии все знают. И где здесь равенство?
Упрекать другие партии в том, что они не участвовали в общественно-политической жизни, неправильно. У какой партии есть такие возможности, как у Amanat? Вот «Республика»: есть финансы, есть возможности, чтобы заявить о себе, но нет прав. Получается эффект ножниц.
— Делаем первый вывод: большинство мест будет у Amanat?
— Скорее всего, да. По другим партиям, сколько они мест получат, точно сказать не могу, но их будет немного.
— А появление Ертысбаева в бывшей Коммунистической партии, которая теперь называется Народная, это прибавит голосов, или наоборот?
— Здесь может быть двойной эффект. Ертысбаев, в отличие от других, более-менее весовой политик и оказать на него давление не так-то просто. Кстати, Ертысбаев часто выступал за решение проблем в первую очередь населения, то есть простых казахстанцев (НПК проявили себя в ситуации с Арт-спортом в Алматы, выступали в защиту сайгаков и пр.).
Насколько я знаю, «Ак жол» тоже все время пытаются реагировать на проблемы обычных людей. Но проблема в том, что это не всегда освещалось. Они там у себя на своих страничках в соцсетях напишут что-то — и на этом все. СМИ не интересуются работой партий не в выборный период.
Другое дело, что сами партии как институты не могут многое решать. У нас политические партии носят какой-то демонстрационный характер, реальных инструментов решать проблемы населения у них нет.
— А что можно сказать про самовыдвиженцев? У них вообще есть какой-то шанс?
— Здесь тоже есть интересные нюансы. Если посмотреть требования к самим выдвиженцам, выборы для них как участие в торгах или лотерее – заплати взнос и не факт, что тебе потом его вернут. Если кандидат в мажилис не сможет набрать 5% голосов избирателей, внесенный взнос (а это 1 млн 50 тысяч тенге) не возвращается. Очень странная норма.
Помимо денег нужно предоставить много разных документов и справок. Конечно, речь идет о выборах, и проверка людей должна быть серьезная. Но одному человеку провести агитационную кампанию достаточно сложно, к ней надо готовиться заранее. Но даже основательно подготовившись, не факт, что все пройдет по плану. И, опять же, сжатые сроки. Выдвижение должно быть со стороны общественных организаций – это тоже надо искать, кто будет выдвигать.
— Какие-то яркие персонажи можно выделить на этих выборах?
— Яркие персонажи есть, но проблема в том, что их яркости не видно.