8 февраля завершилось выдвижение кандидатов на предстоящие выборы в мажилис и маслихаты. Все семь партий представили списки своих кандидатов, также определились с участием в предвыборной гонке и самовыдвиженцы. Агитационная кампания стартует 18 февраля.
Политолог, PhD Дина Айкенова рассказала El.kz, чего ожидает от предвыборной гонки. По ее мнению, кандидаты будут использовать самые разные методы политической борьбы, в том числе и не особо честные. Учитывая это, одним из ключевых инструментов в кампании как всегда станут социальные сети.
«В первую очередь ожидаю старта агитационной кампании как политических партий, так и одномандатников. Прогнозируются популистские лозунги, обещания и, возможно, скандальные продукты политических технологий, например, в социальных сетях, как мы видели во время праймериз тогда еще «Нур Отан», — говорит политолог Дина Айкенова.
При этом по итогам кампании эксперт надеется увидеть обновленные мажилис и маслихаты. Также не исключено, что некоторые партии в ходе борьбы могут лишиться части своего традиционного электората.
«В то же время хотелось бы видеть изменение палитры политических партий в парламенте и маслихатах областей. Это может быть вызвано сменой предпочтений электората и переход части поддерживающих партию «Ак жол» к партии Respublica, так как целевая аудитория у партий одна – предприниматели», — предполагает эксперт.
Кроме того, она подчеркивает, что у новых партий все же есть шанс составить конкуренцию более опытным партиям.
«Сейчас активно привлекает внимание казахстанцев идеи партии зеленых «Байтак» в связи с растущим недовольством экологическими проблемами и нераспространенностью зеленых технологий в экономике страны. Более того, такой тренд при должной работе партии приведет к росту сторонников, как это наблюдается во всем мире и особенно среди поколения Z. При этом, возможно, сработает «усталость» электората от партии Amanat и тот факт, что президент теперь вне партии», — считает политолог.
Также политолог отмечает, что 29 человек, которые пройдут по одномандатным округам, привлекают большое внимание экспертов и общественности.
«Особенно кейс Алматы, где зарегистрировались активные и одиозные кандидаты. Именно в Алматы будет наблюдаться ожесточенная борьба за три мандата на максимуме. Что касается других регионов, из-за меньшей популярности зарегистрировавшихся кандидатов по мажоритарной системе напряжение там будет меньшим. Именно в разрезе регионов стоит обратить внимание на кандидатов от маслихатов, так как там прогнозируется обновление региональной экономической элиты и появление новых региональных лоббистов», — считает Дина Айкенова.