Сегодня Казахстан является родиной свыше 140 национальностей и около 3 000 религиозных объединений, проповедующих более 40 религий на основе межэтнического и межрелигиозного согласия.
За годы независимости Казахстан продемонстрировал стойкость этой стратегии и показал необходимость поддержания модели культуры межнационального общения для развития всего человеческого сообщества.
Культура межнациональных отношений необходима человеку для осознания, развития, изменения и совершенствования межэтнических отношений и выступает действенным средством и методом как национального прогресса, так и воспитания в духе национальной гордости. Данная модель сосредоточена на отношениях людей с представителями других национальностей.
Казахстанская модель призвана не только преодолеть напряженность и конфликтную ситуацию в обществе, но и не допустить ее перерастания в будущем в долговременное сопротивление, говорит специалист Центра исследования проблем религии Жадигер Асхатулы.
«Успех казахстанского общества обусловлен тем, что он как коллектив ценит культуру межнациональных отношений. Большое влияние на это оказал тот факт, что Республика Казахстан с самого начала развивалась как светское, правовое государство, и в своей конституции гарантировала полную законность любому гражданину, проживающему на территории республики. Конституция Республики Казахстан гласит: «Никто не может подвергаться дискриминации по признаку фамилии, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, места жительства или любых других обстоятельств», — отметил теолог.
Культура межнационального общения — это культура в сфере национальной политики. В нее входят образ общественной жизни и деятельности народов, национальные и интернациональные идеи, нормы, убеждения и т. д., то есть форма обеспечения развития и преемственности в их единстве и взаимосвязи. Культура межнационального общения часто связана с общей культурой общения населения. По мере модернизации общества ускоряется переход к сознательному и тесному союзу представителей разных национальностей. Люди, классы, сложившиеся в Казахстане и других дружественных странах, новые отношения между социальными группами и народами создают условия, определяющие данную модель как объективную необходимость. Культура межнациональных отношений основывается на развитии и сближении национальных общностей и направлена на реальное равноправие народов в экономическом, политическом, культурном и научно-техническом развитии, на дружескую взаимопомощь между ними, национальных интересов друг друга, особенности, уважение к национальным языкам.
«Одним из главных условий сохранения целостности и независимости многонационального государства, как и любого другого Казахстана в мире, является вопрос объединения его граждан в одну общность, без деления на национальности как особое преимущество и превосходство над другими. Именно поэтому власти Казахстана вели курс на уровне объединения наций, сохраняя при этом национальную идентичность своих граждан», — говорит Жадигер Асхатулы.
Таким образом, с первых лет независимости в Казахстане сформировалась собственная уникальная модель межэтнических отношений, основанная на сохранении самобытности и единства этносов в полиэтническом и поликонфессиональном обществе. Казахстанская модель межнационального общения реализуется на нескольких основных уровнях:
Концептуальный уровень обеспечивает стабильность в межэтнических отношениях страны и базируется на следующих принципах: учет социально-экономических, культурных, сознательных, бытовых и других взаимозависимых, взаимодополняющих факторов, свободно обеспечивающих культурное развитие народов Казахстана, защита и реализация их интересов.
Политико-правовой или конституционный уровень осуществляется на основе законодательных актов, регулирующих сферу межэтнических отношений государства и иных документов, связанных с проведением национальной политики. Конституция Республики Казахстан признана правовой основой международного договора.
Вопрос формирования культуры толерантности между народами, поддержки межэтнического и межконфессионального согласия, предотвращения конфликтов, связанных с религией и национальностью, показывает необходимость формирования системы информационной безопасности национальной политики. Таким образом, казахстанская модель межнационального согласия базируется на нескольких базовых принципах, т.е. на взаимообусловленности идей и позиций, составляющих основу государственной политики. Важнейшие из них — открытость и публичность, законность, правовое оформление и правовое регулирование финансов и методов, деполитизация вопросов народного строительства; приверженность гуманизму, справедливости и нравственности в добросовестных начинаниях, взаимопомощь и поддержка, рассмотрение мер по предотвращению конфликтов и др. Как показывают многие исследования и жизненный опыт, гармония и мир между народами могут быть достигнуты только в случае взаимопонимания этносов. В этом направлении диалог культур повышает толерантность общества.
«Толерантность, как многогранное слово, тесно связана с понятиями демократии, прав и свобод человека, культуры диалога, межкультурной коммуникации, политического плюрализма, этического плюрализма и культурного плюрализма. Данное понятие также широко используется в следующих областях: социальной, личностной, политической, правовой, идеологической, коммуникативной, этической, мировоззренческой, психологической, медико-биологической, религиозно-конфессиональной, национально-этнической, гендерной, расовой, педагогической, бытовой и др.» — поясняет эксперт.
Слово «толерантность» впервые появилось на Западе. Сначала она использовалась в религиозной сфере, а позже легла в основу многих других новых концепций.
Сегодня толерантность объясняют словом «выносливость». Потому что латинское слово «tolerantia» (корень «tolerare» имеет много значений) означает «терпеть, уступать, допускать».
Как толкуют исследователи, со структурной точки зрения культура межэтнических отношений предполагает наличие двух основных компонентов, которые диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первый включает в себя комплекс человеческих качеств, таких как уровень научной образованности и понимание смысла национальных процессов, убеждение в необходимости соблюдения принципов и требований научной национальной политики. Второй наглядно показывает возможность применения знаний об интернационализме, интеграции, национальных вопросах, позволяет оценить практическое отношение человека к требованиям действующей системы национального взаимодействия. Не случайно состояние культуры повседневного общения представителей разных национальностей является мерилом социальной зрелости народа.
Таким образом, межэтнические отношения являются необходимой стороной как национальных отношений, так и отношений вообще, ибо отношения людей не могут быть ничем иным, как их взаимными отношениями. Различные формы интеграционных процессов создаются в результате международных отношений. Международные отношения осуществляются в небольшом регионе, внутри многонациональной страны, а также в сфере международных отношений. Поэтому они весьма разнообразны в зависимости от географического распространения и состава людей, участвующих в общении.
Не следует забывать, что уровень интернациональной зрелости человеческих отношений характеризуется не только усвоением принципов своей культуры, но и стихийным «растворением» этих начал, во всяком случае развитием внутренней потребности национального характера. Человек, придерживающийся принципов высокой культуры международных отношений, обычно социально активен, дальновиден и уверен в завтрашнем дне.