Сегодня межконфессиональное и межнациональное согласие стоит в глобальной повестке дня.
Казахстан провозгласил эти принципы в условиях полиэтнического, поликонфессионального формирования общества в стране. При этом нельзя не заметить, что в те годы сохранились последствия монархической и советской власти. Политический и экономический колониализм создал максимум препятствий для обретения независимости государства. Тем не менее наша страна ни на минуту не отступала от идеала обретения независимости.
Сегодня Казахстан выделяется своим гуманистическим, демократичным и толерантным характером. Одним из ярких проявлений этого является создание Ассамблеи народа Казахстана, которая ставит перед собой цель сохранить межнациональный мир и согласие. Потребность в таком общественном органе впервые увидел первый президент Нурсултан Назарбаев. Известно, что он является инициатором этой идеи и всесторонне способствовав его формированию.
В декабре 1992 года первый форум народа Казахстана, посвященный годовщине независимости страны, заложил фундамент АНК с исторической точки зрения.
Общественный институт был создан 1 марта 1995 года указом Назарбаева как совещательный орган при президенте. Основная цель Ассамблеи – способствовать процветанию Казахстана, а также развитию патриотизма, гражданской идентичности, конкурентоспособной нации и установлению межнационального согласия в стране.
Статус и социальная позиция АНК формировались с течением времени с политико-правовой и юридической точек зрения. В данном ключе можно упомянуть специально принятый 20 октября 2008 года Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» и особый статус избрания представителей от Ассамблеи (девять депутатов) в Мажилис Парламента РК.
Индивидуальные особенности каждого народа, признание и принятие единства каждой нации осуществляется через свободу развития системы культурных ценностей, истории и языка. Сегодня в стране существует свыше 130 национальностей, представители которых получили возможность изучать родной язык, доступ к печати, СМИ на родном языке, они свободно могут отмечать национальные праздники, по сей день сохраняя свои традиции и обычаи.
Открыл свои двери Дворец мира и согласия в Астане, где регулярно собираются общественники, представили разных этносов. Конкретная задача Ассамблеи систематизирована на правовой основе. В частности,
Цель и задача казахстанского общества полностью определены, Ассамблея при со всей ответственностью выполняет возложенные на нее доверие и долг. Среди активных членов Ассамблеи достаточно граждан, которые своими делами доказывают патриотический дух. Представители различных национальностей широко вовлечены в дела государства, науку, литературу, образование, искусство, спорт и бизнес.
Казахи — потомки кочевников, впитавшие в себя степную демократию, в тот исторический переломный момент доказали свою стойкость гуманизму, основанному на человеколюбии. Очень много уроков извлек народ Казахстана, чья борьба за независимость длилась несколько столетий.
Борьба против колониальной системы прошла через различные этапы и двигалась с целью сохранения национальных интересов. Период национально-освободительного движения казахского народа сочетался с политическими и экономическими требованиями. Поднимались вопросы языка, религии и территории государства.
К примеру, раньше на страницах печати были освещены стремления и действия казахстанской интеллигенции, молодежи, которые стояли на стороне интересов нации, петиции и публичные письма ведущих политических партии, защищавших интересы своей нации. К ним можно отнести Каркаралинскую петицию, которую подписали 14,5 тыс. человек, где были отражены естественные желания народа.
Как пишет историк Гульбану Жугенбаева, алашский деятель Мухамеджан Тынышбаев (1879-1938) в свое время написал официальное письмо председателю Комитета министров России Сергею Витте, используя указ царя Николая II от 18 февраля 1905 года. В письме, написанном от имени всего казахского народа, 1868, 1891 гг. было сказано, что «правила» по управлению казахами вызвали наибольший стресс в жизни и положении людей. Выявлена серьезная проблема духовно-религиозного положения казахов. Было неуместно поручать духовную работу учреждениям, состоящим из чиновников, не знающих мусульманской религии.
Автор письма отмечает, что каждое должностное лицо превращало вмешательство в религиозные дела казахского народа в неизбежную задачу, закрывало мечети и медресе, оскорбляло мусульманскую религию, подвергало строгой цензуре религиозные книги, уделяло особое внимание проповеди христианской религии.
Автор, выступавший за полную свободу в этом вопросе, представляет свое предложение:
«Духовно-религиозные дела казахов взять из вышеназванных административных учреждений и передать их особому казахскому религиозному собранию во главе с казахским священнослужителем (муфтием). Муфтий должен быть независимым от различных учреждений, миссионерских обществ; отмена цензуры религиозных книг на казахском, арабском, татарском языках и т. д.»
Разумеется, колониальные власти ответили мерами недоверия ко всему населению, не говоря уже о невыполнении такого требования.
Создавая АНК, Назарбаев четко сказал, что духовная природа казахского народа всегда отличалась гуманизмом и внутренней целостностью.
«Нынешнее поколение не имеет права утратить это великое качество, унаследованное от предков. Поэтому я призываю казахстанскую интеллигенцию, духовных лидеров и каждого казаха не забывать наследие великих учителей. Мы защищаем наше поколение от чужих влияний, призываем заблудших к разуму, мы должны застраховать их от случайных шагов», — подчеркнул он.
Убеждения и религиозные позиции относятся к числу основных характеристик, показывающих сознательную уникальность человеческого рода, говорит историк Гульбану Жугенбаева.
«Ленинское руководство обещало, что колониальные страны имеют полное право на самоуправление, даже на отделение государства, и что оно будет защищено силой революционных органов. Однако осуществление социальной революции центральной России во всей Туркестанской области руками шовинистически настроенных европейцев-эмигрантов вызывало недоверие. Столь неясные ситуации подтолкнули лидеров национального движения к принятию конкретных решений. Так в 1917 году родились «Алашская автономия» и «Туркестанская автономия», преследующие интересы нации. Демократические принципы и гуманистические ценности были очевидны в их программах и решениях».
Но национальная политика Советского правительства сменилась колониальным интересом.
«Декабрьский инцидент 1986 года также был естественным стремлением казахского народа к национальным ценностям. Однако тоталитарная система душила молодежь, которую считали будущим страны. Все это усиливало стремление казахского народа к национальным интересам. Это укрепляло и формировало особый национальный иммунитет.
На начальном этапе провозглашения независимости казахский народ, преодолевший колонизацию, не бросил своих соотечественников на произвол судьбы. Стоит отметить, что воспитание национального братства, открытие Ассамблеи как уникальной институциональной структуры, создание всесторонних условий для развития других народов на государственном уровне – это опыт, не имеющий аналогов в мире», — поясняет историк.
С момента своего создания Ассамблея народа Казахстана прошла долгий путь развития, накопив огромный потенциал и адаптировавшись к модели института народной дипломатии. Уникальная структура, объединяющая глав более 100 этносов нашей страны, сохранила стабильность и сыграла важную роль для развития республики.
Ассамблея народа Казахстана демонстрирует всему миру успех казахстанской политики в сфере межэтнических отношений.
В целом во многом благодаря работе Ассамблеи в нашей стране сформировалась уникальная модель межнационального и межконфессионального согласия, особая атмосфера доверия, солидарности и взаимопонимания, чтобы каждый гражданин мог в полной мере пользоваться своими правами и ощущать свободу, гарантированную Конституцией, независимо от этнической и религиозной принадлежности.
В республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка и традиций всех этносов Казахстана. Деятельность Ассамблеи способствует повышению международного авторитета Казахстана как страны, эффективно решающей проблемы межэтнических отношений.