Казахстанские компании, занимающиеся грузовыми перевозками, рискуют закрыться в ближайшее время. Предприниматели заявляют, что в сложившихся условиях работать становится все сложнее.
Председатель правления Союза автоперевозчиков и экспедиторов Казахстана (САПЭК) Асель Садыкова рассказала, что после известных событий в 2022 году и их последствий казахстанский рынок грузоперевозок наводнили компании из России и Беларуси. Владельцы этих компаний, пытаясь обойти санкции, регистрировали свои грузовики в Казахстане и по квоте нашей страны продолжали возить товары в Европу и обратно.
«За границей есть такое правило, что если появляется новая компания, она не имеет право работать на международных перевозках в течение первых трех лет. В Казахстане такой системы не было, поэтому российские и белорусские компании начали активно перерегистрироваться как казахстанские. Около 5 тыс. грузовиков успели зайти», — констатировала Асель Садыкова.
Казахстанские грузоперевозчики, естественно, такому положению дел не были рады и писали многочисленные обращения в МИИР с просьбой ввести правило о запрете работы на международном направлении для компаний-новичков.
С 20 февраля 2023 года в стране вступит в силу закон, который должен положить конец нынешней ситуации.
Но что делать с теми российскими и белорусскими компаниями, которые успели «сменить гражданство», пока непонятно.
«У нас в Казахстане был коэффициент подвижного парка около 7 тыс. единиц, а сейчас 16 тыс. В связи с этим разрешений на перевозки в Европу хватает не всем. И де-факто российские/белорусские компании, ставшие недавно казахстанскими, забирают у нас 70% рынка. Потому что сейчас «дозволы» дают активным машинам, а у них активных много», — отмечает Садыкова.
Изначально казахстанские компании, даже имея по 300 машин, получают при этом лишь 20 разрешений.
Другая проблема — посредники, которые занимают электронную очередь на прохождение границы с Китаем.
Директор транспортной компании Арбек Баймухамедов рассказал, что сегодня ждать своей очереди для прохождения границы с Китаем большинству транспортных компаний приходится не меньше двух недель. И как только появляется возможность занять электронную очередь на новую дату, она мгновенно заполняется теми грузовиками, которых даже физически нет в стране.
Асель Садыкова добавляет, что грузоперевозчиками предлагают выкупить занятые места в очереди, но стоит это недешево.
«Перекуп места стоит 12 тыс. долларов. На Кольжате за место в очереди поближе для 2 тандемов просят 14 тыс. долларов. Причем мы не знаем, что это за компании и лица, которые умудряются за три минуты с момента открытия очереди заполнить ее 1,5 тыс. единиц транспорта. В итоге мы вынуждены ждать месяцами своей очереди, но есть и те, кто выкупает места у этих компаний и проходят быстрее», — сказала Асель Садыкова.
Эта ситуация, по мнению грузоперевозчиков, ставит под угрозу не только поставки товаров, но и реализацию крупных проектов в сфере строительства, а также создает давление на цены.