В свете последних аварий на некоторых энергетических объектах на всех уровнях заговорили о неизбежном росте тарифов. Мол, сейчас они низкие, и поэтому у поставщиков не хватает денег на ремонт изрядно устаревшего оборудования.
Не секрет, что затраты на обновление оборудования включены в тариф. Субъекты естественных монополий, подавая заявку на тот или иной уровень тарифа, предоставляют в уполномоченный орган свою инвестиционную программу и тарифную смету.
В идеале после утверждения тарифа получаемые от потребителей деньги производители и поставщики коммунальных услуг должны направлять в том числе на обновление устаревшего оборудования согласно ими же прописанным планам. Но когда уполномоченный орган, Комитет по регулированию естественных монополий, начинает плановую проверку исполнения тарифных смет и инвестиционных программ, выясняется, что не все монополисты честно расходуют получаемый доход.
Анализ исполнения тарифных смет и инвестиционных программ за 2021 год, проведенный в 2022 году, показал, что в Казахстане монополисты не исполнили тарифные сметы и инвестпрограммы на общую сумму около 5 миллиардов тенге. Необоснованный доход, который получили монополисты, по решению КРЕМ уже возвращают потребителям через временный, более низкий компенсирующий тариф. Таким образом,
деньги, которые монополисты получили за счет действующего тарифа и не израсходовали по назначению, считаются необоснованным доходом
Их и возвращают теперь через компенсирующие тарифы.
Еще один способ монополистов получить оплату за еще непредоставленные услуги — выставить счет за отопление. В каждом месяце отопительного сезона цена выходит разная, так как в самые холодные месяцы ТЭЦ и ГЭС должны выработать больше тепла, чтобы никто не замерз. Однако когда отопительный сезон заканчивается, приходится делать перерасчет. Например,
по итогам отопительного сезона-2021/22 компании благодаря теплой погоде отпустили тепловой энергии меньше, чем получили за нее оплату
Оставшуюся разницу около 500 млн тенге казахстанцам возвращают как через временный, более низкий компенсирующий тариф, в течение 12 месяцев, так и с помощью перерасчета.
Одно дело плановые проверки. Но в стране ежегодно фиксируют случаи, когда монополисты умудряются выставлять такие счета, что их обоснованность вызывает вопросы даже у обывателей. Недавно одному
предпринимателю в Туркестанской области пришел счет за электроэнергию в размере 1990,46 тенге за 2 кВт/час
Несмотря на всех кризисы, цена космическая. Поэтому недолго думая бизнесмен для выяснения обстоятельств возникновения такой суммы обратился в уполномоченный орган в сфере естественных монополий, то есть в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по Туркестанской области.
После поступления обращения состоялась внеплановая проверка в отношении энергоснабжающей организации, по итогам которой выяснилось, что энергоснабжающая организация совместно с энергопередающей организацией использовали коэффициент трансформации при выставлении счета за потребленную электрическую энергию.
Для выяснения всех обстоятельств в судебных органах города Шымкент между ДКРЕМ по Туркестанской области и энергоснабжающей организацией велись дискуссии касательно правомерности действий энергоснабжающей организацией по выставлению космического счета за 2 кВт/час.
По итогам разбирательств
энергоснабжающей организацией суду не были предоставлены веские доказательства по правомерности применения коэффициентов трансформации
В свою очередь, ДКРЕМ указал нормы и требования законодательства Казахстана, в частности кодексов и других подзаконадательных нормативных актов.
Выслушав все доводы, которые указывают на те или иные обстоятельства, судами Шымкента вынесен акт о неправомерности действий энергоснабжающей организации с наложением административного штрафа, и данный акт показал верховенство закона.
С мыслью о том, что с возможными незаконными действиями сталкиваются и другие потребители, по мере выявления ведомством уполномоченного органа в сферах естественных монополий по Туркестанской области будут применены меры реагирования.
В коридорах правительства уже прозвучали четкие тезисы, что в 2023 году рост тарифов на тепло и свет неизбежен. Эксперты также говорят, что с учетом долгого срока эксплуатации большинства ТЭЦ в Казахстане нужны большие инвестиции в энергетику. Иными словами, ситуацию в энергетике и не только надо как-то исправлять.
В Минэнерго провели анализ и выяснили, что
больше половины ТЭЦ в Казахстане находятся в зоне риска
Чтобы не допустить повторения экибастузской аварии в других городах страны, требуется 182 млрд тенге. Министр Болат Акчулаков заявлял, что объем денежных средств, предусмотренных для ремонта энергопроизводящих организаций с учетом утвержденных тарифов на электрическую и тепловую энергию, составляет 93 млрд тенге, но этого мало. На текущий момент, по мнению министра энергетики,
доходы электростанций от реализации электрической и тепловой энергии в рамках утвержденных тарифов не покрывают расходы
для выполнения полноценных ремонтов. Сумма недофинансирования, по данным Минэнерго, составляет 88 млрд тенге. И сейчас для обновления 12 ТЭЦ, которые находятся в коммунальной и квазигосударственной собственности, выделят деньги из государственного бюджета, а по 22 частным ТЭЦ раскошелиться на ремонт придется их владельцам.
Учитывая высокую социальную значимость тарифов на коммунальные услуги, государство в лице КРЕМ не допустит резкого и ощутимого повышения тарифов. Каждая заявка на увеличение цены для потребителей будет рассмотрена, в том числе на общественных слушаниях. И только после этого в случае реальной необходимости в увеличении тарифа будет выбран наиболее оптимальный вариант.
И конечно же, никто не отменял обязанность монополистов прозрачно вести свои финансы и полученные инвестиции использовать на те расходы, ради которых они запрашивались.