В то время, когда весь мир находится на грани третьей мировой войны, казахстанцев настойчиво призывают выложить все деньги на IPO акций нацкомпании «КазМунайГаз».
Так саркастически отозвались некоторые аналитики о завершившейся на минувшей неделе широко разрекламированной кампании по продаже более 30,5 млн акций одной из крупнейших отечественных «голубых фишек».
Понять скепсис экспертов и инвесторов можно, ведь дело не только во внешних и внутренних рисках, которым подвержен бизнес «КМГ», но и в предшествующей неудачной истории других «народных» IPO. Они напоминают, что в сентябре 2011 года по поручению тогдашнего руководства страны была принята программа «Народное IPO», которая должна была предоставить возможность казахстанцам стать совладельцами крупнейших госкомпаний.
Первой «ласточкой» той программы стала продажа акций нацкомпании «КазТрансОйл», сумев привлечь в ходе «народного IPO» 28 млрд тенге и выплатив по результатам 2012 года дивидендов на общую сумму в 28,8 млрд тенге — более 85% от прибыли.
Неудивительно, что такая щедрость привлекла внимание даже парламентариев, расценивших ее в своем депутатском запросе больше как рекламную компанию, нежели как реальное размещение средств на развитие производства. К тому же, по данным брокерских компаний, большинство акционеров «КТО» предпочли направить полученные дивиденды на банковские счета.
Добавим также, что участниками программы при весьма масштабной рекламе и информационной поддержке стало всего 0,37% экономически активного населения Казахстана, поэтому вряд ли такое IPO можно было считать народным. А ведь по замыслу властей, целью этой программы было предоставление сотням тысяч простых казахстанцев возможности не только владеть акциями крупнейших госкомпаний, но и приумножить свои сбережения.
А это в свою очередь предполагало защиту «народных» акционеров от инвестиционных рисков, включая падение котировок акций «КТО» ниже цены размещения на IPO и неполучение дивидендного дохода.
Стоит напомнить и о том, что среди других кандидатов на участие в «Народном IPO» тогда фигурировала «КМГ», ранее выходившая на IPO в 2006 году. А «КТО» была выбрана в качестве пионера этой программы как наиболее стабильная, прозрачная и успешно развивающаяся компания, демонстрирующая устойчивые показатели финансовой и производственной деятельности. К тому же эта госкомпания в меньшей степени зависела от мировых цен на сырье в силу специфики своей деятельности.
В общей сложности тогда
казахстанцам и накопительным пенсионным фонда было предложено вновь выпущенных простых акций «КТО» в количестве 38,5 млн штук (10% от их общего числа минус 1 акция) по цене 725 за акцию
Объем поступивших заявок на эти бумаги превысил объем размещения вдвое, составив 59,4 млрд тенге, при этом на физические лица пришлось 22,1 млрд тенге (34,7 тыс. заявок), на НПФ – 37,1 млрд тенге (10 заявок). Основная масса заявок (76%), поданных казахстанцами, оказалась объемом менее 200 тыс. тенге, наибольшее их число и объем поступили из Алматы, Астаны и нефтегазовых регионов.
После IPO по итогам 2012 года консолидированный чистый доход «КТО» составил 33,5 млрд тенге. Решением акционеров нацкомпании было принято решение о выплате дивидендов в расчете 75 тенге на одну простую акцию на общую сумму в 28,8 млрд тенге. Однако при этом львиная доля этих дивидендов досталась ключевому акционеру «КТО» — «КМГ», получившей почти 26 млрд тенге, тогда как миноритарным акционерам досталось 2,9 млрд.
Населению также были предложены акции другой нацкомпании – «КЕГОК», национального оператора электросетей. Правда, эти бумаги быстро обесценились после IPO, потеряв в цене за несколько месяцев почти 40%, в результате чего инвесторы вышли из них.
Увы, затем последовали две девальвации казахстанской валюты – в конце 2015 года, когда доллар подорожал почти вдвое (со 180 до 370 тенге), и весной 2020 года (с 380 до 450 тенге). В итоге выяснилось, что инвесторам было проще держать сбережения в наличных долларах. А в ноябре 2015 года тогдашняя программа «Народное IPO» была упразднена в связи с созданием международного финансового центра «Астана», который должен был стать одним из основных инвестиционных агрегаторов.
В 2018 году состоялось IPO нацкомпании «Казатомпром», однако народным его вряд ли можно назвать, так как ее акции сумели приобрести только 2,7 тыс. казахстанцев
После неудачных размещений акций госкомпаний в рамках программы «Народного IPO» отношение аналитиков и массового инвестора к долговременному инвестированию в акции ведущих «голубых фишек» стало весьма настороженным. К тому же и «КТО», и KEGOC не радовали своих акционеров щедрыми дивидендными выплатами, которые еще и значительно уменьшились в долларовом эквиваленте из-за девальвации тенге.
Акции «КТО» сейчас стоят гораздо ниже цены размещения – менее 600 тенге. Как утверждают миноритарные акционеры «КТО», за последние несколько лет они значительно подешевели из-за ненужных капитальных затрат и расходов на благотворительность.
Как бы то ни было, 2 декабря, как и планировалось, завершилась подписка на простые акции «КМГ», размещаемые в рамках IPO. Об этом сообщили в минувшую пятницу совместные букраннеры при ее проведении – компании Halyk Finance, SkyBridge Invest, «Фридом Финанс» и BCC Invest. Расчеты с инвесторами были намечены на 7 декабря с 15:30 алматинского времени до закрытия операционного дня.
Напомним, что поручение возобновить программу «Народное IPO» дал глава государства на заседании Высшего cовета по реформам 29 января 2021 года при рассмотрении плана приватизации на 2021-2025 годы.
Перечень организаций, которые будут полностью или частично переданы в частный конкурентный сектор, был тогда расширен со 176 до 736. Общая стоимость активов, передаваемых в конкурентную среду, оценивается в 5 трлн тенге, что позволит сократить присутствие государства в экономике до 14%.
При этом глава государства напомнил о неудачном опыте предыдущих подобных кампаний и программ, когда приватизация значительной части объектов была перенесена на более поздний срок либо вовсе отменена. Среди крупных госкомпаний в качестве кандидатов на IPO в первую очередь были названы «КМГ» и «Казтрансгаз».
Аналитики полагают, что сейчас удачный момент для возрождения программы «Народного IPO», так как обменный курс тенге относительно стабилизировался, а мировые цены на нефть держатся на благоприятном уровне
В портфеле высококачественных добывающих активов «КМГ» значатся три мега-месторождения – Кашаган, Тенгиз и Карачаганак. Компания располагает запасами углеводородов в размере 645 млн тонн нефтяного эквивалента и собственными нефтяными танкерами для транспортировки нефти по Каспийскому, Черному и Средиземному морям. Она контролирует более 50% казахстанского рынка транспортировки нефти, ей принадлежат четыре крупнейших НПЗ в Казахстане с долей более 80% на отечественном рынке нефтепереработки и еще два НПЗ в Румынии.
Среди факторов роста нацкомпании называются новые проекты в ее портфеле в сфере нефтегазохимии и геологоразведки, которые в будущем могут привести к росту доходов и повышению стоимости акций «КМГ». В пользу участия в IPO также и дивидендная политика компании, устанавливающая минимальный размер дивидендов на ближайшие три года при условии благоприятных цен на нефть до 50% свободного денежного потока. В следующие три года компания планирует выплатить как минимум 200 млрд тенге ежегодных дивидендов (в сумме всем своим акционерам) в случае, если среднегодовая цена на нефть составит не менее $70 за баррель.
В ближайшие годы ожидается существенный рост добычи нефти «КМГ» за счет завершения Проекта будущего расширения «Тенгизшевройла» в 2024 году на Тенгизском месторождении (с 28 до 40 млн тонн), увеличения объемов добычи и на других месторождениях, в том числе на Кашагане, где «КМГ» выкупило дополнительные 8,44% доли в проекте у ФНБ «Самрук-Казына» (вдобавок к имеющимся 8,44%).
В пользу «КМГ» и специальное постановление управления по контролю за иностранными активами Минфина США (Office of Foreign Assets Control, OFAC), которое четко поясняет, что западные санкции против России не распространяются на транспортировку нефти через нефтепровод «КТК».
Впечатляют и текущие финансовые показатели нацкомпании. В 2022 году под влиянием роста средней цены на нефть марки Brent на 55,4% в годовом выражении и ослабления обменного курса тенге к американскому доллару на 8% по итогам девяти месяцев
общая выручка «КазМунайГаза» увеличилась на 47,4%, чистая прибыль – на 15,9%
При этом объем добычи нефти и газового конденсата вырос лишь на 0,9%. Поэтому неудивительно, что аналитики прогнозируют целевую цену акций «КМГ» в 12 800 тенге, то есть с потенциалом роста в полтора раза от цены размещения.
Впрочем, аналитики также отмечают, что по причине значительного повышения базовой ставки Нацбанком в соответствующей степени выросли и ставки вознаграждения по розничным банковским вкладам, а это делает их более привлекательными по сравнению с инвестициями на фондовом рынке.
Быстро растущая инфляция лишает основную часть населения средств на покупку акций, поскольку казахстанцам приходится больше тратиться на продукты питания и другие повседневные товары, оплату услуг и погашение кредитов.
Миноритарные акционеры с опытом инвестирования сетуют также на низкий уровень коммуникаций с ними в группе компаний ФНБ «Самрук-Казына». В своих Telegram-каналах они называют «КМГ» складом рисков при том, что 5%-й пакет акций нацкомпании продается так, будто она стоит на равных с американскими нефтяными гигантами ExxonMobil и Chevron.
По их мнению, текущая оценка стоимости акций «КМГ» не вполне отражает риски и вызывает вопросы относительно дисконта, обещанного внутренним инвесторам. Говорят они также о таких принципиальных рисках, как концентрация экспорта казахстанской нефти на черноморском направлении по маршруту «КТК» и высокая вероятность наступления рецессии в мировой экономике, которая неминуемо повлечет за собой снижение нефтяных цен.
Аналитики напоминают и о том, что в августе 2015 года Нацбанк приобрел 58,4 млн акций «КМГ» за 750 млрд тенге, а этот 10%-й пакет все еще находится на балансе центрального банка. Тогда цена одной акции составила 12 837,9 тенге против нынешней цены размещения в 8 406 тенге, что ниже на 34,5%. Но при пересчете через долларовый эквивалент по тогдашнему обменному курсу цена акций «КМГ» семилетней давности оценивается в 32 тыс. тенге. Тогда получается, что за это время они обесценились почти в четыре раза!