Известно, что низкий уровень обслуживания в работе кооперативов частных собственников квартир, невыполнение капитального ремонта в ветхих домах, неправильно распределение собранных средств и другие насущные проблемы в данной сфере в целом вызвали недовольство жильцов.
В связи с этим глава государства поручил реализовать реформу по введению института объединений собственников имущества или простых товариществ в многоэтажных жилых домах. Ранее срок выполнения задачи был поставлен до 1 июля 2022 года, однако в этом году его продлили еще на год.
По данным специалистов центра объединения собственников жилья в Нур-Султане, сегодня в столичном жилищном фонде насчитывается 3 097 многоквартирных жилых домов, из них более 1,5 тыс. уже перешли на ОСИ. Всего пустует 116 многоквартирных домов.
По результатам проведенной работы по реализации реформы института товариществ собственников, 59,3 процента многоквартирных жилых домов столицы перешли на новые формы управления.
Исходя из основ Закона РК «О жилищных отношениях» и нормативных правовых актов, данные изменения направлены на развитие саморегулирования, возможности собственников жилья самостоятельно принимать решения на придомовой территории, защищать интересы собственников жилья, повышать качество обслуживания имущества. Они также позволяют обеспечивать сохранность жилого фонда, ведь все это осуществляют сами жильцы. Однако когда дело доходит до инициативы, мнения жильцов в этом вопросе порой расходятся.
«Одной из основных задач центра является доведение до жителей доступной информации по вопросам, указанным в Законе «О жилищных отношениях». Соответственно, сейчас благодаря слаженной работе администрации города в столице реализуются масштабные мероприятия», — говорит Гульвира Абетова, руководитель центра ОСИ в Астане.
Сегодня жилищный центр ежемесячно обрабатывает около 400 обращений собственников недвижимости. Работники центра регулярно стараются повышать качество обслуживания астанчан. Ежедневно в туда поступает около 70 обращений по вопросам создания ОСИ и отмены услуги КСК.
В ходе двухлетней работы правление совместно с районными акиматами приняло участие в более чем 2 000 консультациях с участием жителей по изменению формы управления. Сегодня эти встреча продолжаются в том же формате с целью проведения разъяснительной работы по вопросам перехода на новые формы управления объектом кондоминиума.
Как поясняет Гульвира Абетова, реформа ЖКХ позволит прежде всего контролировать средства собственников жилья. Здесь существует один принцип — сначала должна быть качественная услуга, а уже потом платишь деньги. Стоит отметить, что давно пришло время дисциплинировать недобросовестных поставщиков, ведь до создания ОСИ местное самоуправление не имело возможности хоть каким-то образом повлиять на КСК и другие организации.
То есть, иными словами, собственники платили за услуги, но не могли контролировать. Теперь же в случае недовольства услугами, собственники могут подать в суд на кооперативы. Новая система позволяет производить оплату только после оказания качественных услуг. Соответственно повысится деловая активность и усилится конкуренция.
Кроме того, реформа жилищно-коммунального хозяйства направлена на снижение беспорядков в этой сферой, которые чаще всего не дают покоя жителям. Все мы знаем, что одной критики недостаточно, чтобы добиться каких-либо изменений. При этом жителям помогут не только создать новый тип управления, но и открыть счета, а также совместно вести контроль качества предоставляемых услуг.
Все услуги, такие как уборка придомовой территории, мытье полов в подъездах, ремонт инженерных систем и обслуживание других общих частей многоквартирного дома, оплачиваются на основании подписанного акта выполненных работ.
Собственники всегда могут убедиться в том, предусмотрено ли техническое обслуживание дома или нет. Согласно новым требованиям Закона о жилищных отношениях, отчет необходимо сдавать ежемесячно.
В случае если председатель ОСИ продемонстрирует, что он хорошо справился со своими обязанностями, собственники могут переизбрать его на второй год.
Внедрение новой формы управления и института компетентного собственника – трудоемкий процесс. Конечно, трудно убедить людей, что в будущем это окажется наилучшим вариантом. Однако нужно признать, что многим домам требуются средства на капитальный ремонт, и не все собственники готовы вкладываться в те же инженерные системы, стены, крышу, фасад. У всех разные возможности. Поэтому необходимо обратить внимание на некоторые инструменты, позволяющие эффективно работать с ОСИ.
Главное отличие ОСИ в том, что у жильцов есть возможность самостоятельно управлять своим домом, а также откладывать деньги на капитальный ремонт. Раньше КСК собирали деньги со всех домов на общий счет, но на самом деле было сложно наблюдать, как тратятся это средства. Отныне жители могут сами контролировать их целевое использование.
«На мой взгляд, законопроект изначально был принят с некими нарушениями. Вопрос о недвижимости долгое время был спорным, так как одно из зданий старое, а другое новое, они сильно отличаются друг от друга. Фактически парламент не располагал сведениями о инвентаризации объектов, сроках их использования и проценте износа. Во-вторых, не было учтено, что на момент рассмотрения данного закона все объекты недвижимого имущества в РК были переданы юридическим лицам, принадлежащим ТОО, КСК, АО, а право оказания услуг было передано только юридическим лицам.
Фактически ни фасад, ни жилая площадь, ни площадь дома не принадлежат жильцам. Фактически это остается за государством. При обсуждении законопроекта требовалось присутствие представителя Генеральной прокуратуры как органа надзора за законностью внесения изменений в закон о жилищных отношениях, но на парламентских слушаниях он не присутствовал. Поскольку прокуратура сейчас учитывает только интересы государства, к сожалению, часто не учитываются интересы частных лиц», — отмечает Майра Касенова, председатель КСК «Думан».
Что касается объединения собственников, то право оказания услуг отдано сервисным компаниям. А сервисные компании в настоящее время являются филиалами крупных компаний в России. Среди них есть компании, не имеющие ни технической базы, ни оборудования. Как жильцы заключают с ними договоры, какие документы предоставляются на управление кондоминиумом, этот вопрос совершенно неизвестен. Поэтому здесь возникает противоречие. Таким образом, был принят закон, направленный против общества, говорит Майра Касенова, которая не согласна с законом.
«Не следует пренебрегать техническими сетями, наружными сетями, фасадами, лифтами. Закон не дает права собственности, он говорит только о праве на оказание услуг. Именно поэтому многие КСК в настоящее время отказываются идти в ОСИ. Так как по документам, то есть по закону, ответственность за дом лежит не на обслуживающих предприятиях, а на председателе. А если права на жилье нет, то можно говорить и об ответственности. Поэтому я считаю, что закон нужно пересмотреть», — пояснила председатель КСК.
Член ОСИ, Назима Шегенова, недавно перешедшая на новый тип правления, рассказала о плюсах.
«Наше ОСИ работает с ноября 2021 года. Домовой совет выбрал управляющую компанию, и они взяли на себя полную ответственность. Летом жильцы нашего дома проводили ремонт. Лифт сломался из-за перегрузки. Вокруг были пыль и пепел. Управляющая компания сразу приступила к уборке подъездов и наведению порядка. Если случается авария, сантехник устраняет проблему. Двери подъездов раньше нельзя было закрывать, все исправлено с переходом на новую систему.
Наш дом новый, на левом берегу Есиля. Часть денег жители потратили на покупку жилья и его ремонт. Многие платят ипотеку. Пока мы не можем собрать с них большие средства. Поэтому сейчас мы собираем только на текущие расходы», — поделилась она.
По ее словам, жильцы следят за финансово-хозяйственной деятельностью, получая ежемесячный отчет жилищного совета о целевом использовании денег, собранных на содержание дома. Также они самостоятельно выбрали управляющую компанию, и в дальнейшем при желании могут поменять ее.
«Я считаю, что создание общего совета дома и полномочия этого совета дома — правильное и полезное решение. В нашем доме живет менеджер управляющей компании. В его бригаде работают сантехники, дворники, уборщицы. Все проблемы, возникающие у жильцов, оперативно решаются через общий чат», — говорит Назима.
Если в доме 12 подъездов, у каждого из них есть свой управляющий. Они находятся в тесном контакте с домовым советом.
«15 членов совета дома — очень активные и отзывчивые люди. В моем подъезде всего 40 квартир. Я узнаю об их проблемах через чат и помогаю решить их в кратчайшие сроки», — рассказала жительницы столицы.
Она уверяет, что непреодолимых препятствий не бывает, когда объединяются умные и смелые люди, умеющие оперативно решать проблемы, а не игнорировать их.
Таким образом, новая реформа в сфере ЖКХ уникальна тем, что за пользование общим имуществом в многоквартирных домах отвечают сами собственники, а не сторонние организации. Время покажет, как оно будет развиваться. Главное, чтобы оказываемая услуга была качественной, дешевой и оперативной.