Нарколог из Беларуси считает, что переход на новые бездымные устройства и изменение привычного стиля курения помогают избежать срывов, когда курильщик пытается избавиться от пагубной привычки.
Как говорил Марк Твен, «Нет ничего проще, чем бросить курить – я сам делал это сотни раз!» Вот и по статистике, лишь 3–5% людей, бросающих курить, могут продержаться долгое время без сигарет. И проблема эта крайне актуальна для Казахстана. Ведь согласно информации Бюро национальной статистики РК за 2021 год, доля курильщиков в стране составляет 20%. Но эти данные относительные, они основаны на результатах выборочного исследования около 12 тыс. членов домохозяйств и экстраполированы на все взрослое население.
Для сравнения, в России, по данным ВЦИОМ на июль 2022 года, курят 33% совершеннолетнего населения. В Армении процент курящих составляет 27,8%, в Кыргызской Республике – 27%, а в Республике Беларусь — 29,6%.
Как рассказывает нарколог-психиатр, главный врач клинического центра «Психиатрия-наркология» в Минске Алексей Александров, бросить курить — задача весьма непростая, поскольку никотин и сигареты вызывают сильную зависимость. При вдыхании дыма никотин попадает в кровь и достигает головного мозга, где действует на различные рецепторы. Наиболее важные из них в процессе формирования зависимости — дофаминовые.
«Именно через систему дофамина реализуется механизм закрепления и повторения поведения, которое приносит приятные или сильные переживания», — поясняет эксперт.
На формирование зависимости от сигарет влияют сразу несколько факторов, включая сам процесс курения (поведенческий компонент); повторное воздействие никотина, содержащегося в дыме горящей сигареты (биологический компонент); ситуации и люди, с которыми курят (социальный компонент); а также настроения и ожидания (эмоциональный компонент).
«Одним только хроническим воздействием никотина на мозг без учета поведенческого и социального компонентов невозможно объяснить, почему зависимость формируется и поддерживается, а также то, почему после отказа от курения бывают срывы», — отмечает Александров.
В 90% случаев длительное курение формирует зависимость от никотина. Причем синдром отмены проявляется уже через три-четыре часа после прекращения курения и достигает пика в пределах 24–48 часов. Наблюдаются следующие симптомы: желание покурить, слабость, раздражительность, беспокойство, бессонница. Но через две-три недели выраженность симптомов снижается.
«Продолжение курения вызвано зависимостью от никотина, поэтому понятно, почему самостоятельное бросание так неэффективно — на длительном отрезке времени это удается лишь 3–5% курильщиков», — говорит Алексей Александров.
Зависимость довольно трудно преодолеть самостоятельно, без вспомогательных средств. Такие средства Александров разделяет на три группы.
Во-первых, это рецептурные лекарства — таблетки, не содержащие никотин, но подавляющие тягу к курению. Например, антидепрессанты или препараты, которые влияют на никотиновые рецепторы.
Во-вторых, безрецептурные никотиносодержащие лекарства. К ним относятся различные пластыри, жевательные резинки, спреи.
И наконец, иные средства доставки никотина в организм, к которым относятся электронные сигареты, вейпы, никотиновые подушечки. Также рассматривается возможность внесения в эту группу систем нагревания табака.
«Преодоление зависимости от никотина с выраженным физическим компонентом, как правило, требует назначения лекарств первых двух групп. А в ряде стран регуляторы и эксперты в сфере общественного здоровья рассматривают третью группу вспомогательных средств как альтернативу двум первым», — пояснил Алексей Александров.
Например, Министерство здравоохранения Новой Зеландии сообщает, что вейпинг хоть и не лишен рисков, но наносит здоровью значительно меньший вред по сравнению с обычными сигаретами. И вейпинг помогает курильщикам избавиться от вредной привычки, отмечают в ведомстве.
Агентство по контролю за оборотом лекарств и медтоваров (MHRA) Великобритании в 2021 году заявило, что Национальная служба здравоохранения (NHS) будет выписывать электронные сигареты пациентам, которые хотят бросить курить.
«Переход на некурительные табачные или никотиновые продукты позволяет сопоставимо большей части курильщиков, по сравнению с теми, кто пытается просто бросить без вспомогательных средств, полностью отказаться от табака», — утверждает Александров.
В качестве примера он также приводит Швецию и потребление табачного снюса. В этой стране замена сигарет на снюсы привела к снижению числа случаев рака, особенно у мужчин. В 2020 году заболеваемость раком легкого у мужчин в Швеции оценивалась в 17,2 случая на 100 тыс. человек по сравнению с 35,2 случая на 100 тыс. человек в Великобритании, раком горла — 3,9 против 4,1 случая на 100 тыс. человек соответственно.
Специалист дал несколько советов по поводу того, как снизить риск срыва при отказе от вредной привычки. Главным фактором на первом этапе процесса отвыкания он называет регулярное утоление никотинового голода с помощью альтернатив сигаретам. Это нужно, чтобы тяга к курению не привела к срывам.
Системы нагревания табака и электронные сигареты могут облегчить первый этап, то есть непосредственный отказ от сигарет, который сопровождается сильной тягой к курению.
По оценке эксперта, переход на новые продукты и изменение привычного стиля курения может снизить риск срыва в типичных ситуациях. А эпизодическое обращение, например, к вейпу (без регулярного парения), а не к сигаретам, могло бы предотвратить возврат к постоянному курению, считает Александров.
«Краткосрочные эффекты электронных сигарет на здоровье определяются компонентами аэрозоля или способом парения. При потреблении средств нагревания табака содержание токсических продуктов, в том числе специфических табачных канцерогенов и окиси углерода, по данным исследований, в разы меньше, чем в сигаретах. Однако такие продукты в любом случае представляют определенные риски для здоровья как содержащие и эти вредные вещества, и никотин», — подчеркнул Алексей Александров.