И для начала в селах нужно создать кооперативы.
Развитие агропромышленного комплекса в Казахстане неотделимо от жизни села. Именно поэтому развитие села и сельских территорий сегодня является приоритетным направлением АПК.
Особое внимание актуальным вопросам развития аграрного сектора уделяет и президент страны Касым-Жомарт Токаев, подчеркивая, что сельское хозяйство является основой национальной экономики страны. Он считает, что
Казахстану крайне важно отойти от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, последовательно развивая переработку. Санкционное противостояние в мире открывает в этом плане новые уникальные возможности
Для ускорения темпов развития сельскохозяйственного сектора, по его словам, следует усилить работу по привлечению крупных инвесторов.
Своими идеями о том, как следует развивать АПК в стране, поделился и первый заместитель народно-демократической партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков.
— Первый вопрос — бюджеты четвертого уровня или бюджеты акимов сел. Разговор о них идет несколько лет. Сначала решили, что эти бюджеты будут формироваться за счет субвенций из районных бюджетов. Но сразу было понятно, что это нереально. Чем могут поделиться бюджеты районов, если более 95% из всех 164 сельских районах сами сидят на перечислениях из областных бюджетов? А более половины областей, в свою очередь, рассчитывают только на субвенции из республиканского бюджета.
Проблему бюджетов акимов сел, на мой взгляд, можно решить через сельские сервисно-потребительские кооперативы (ССПК) личных подсобных хозяйств (ЛПХ)
Я не предлагаю заново создавать колхозы и загонять туда людей. Колхоз — это другой по форме кооператив — производственный. ССПК и колхоз — это не одно и то же. Так вот, в стране около 1,7 млн ЛПХ. По самым скромным подсчетам, при создании необходимых условий одно ЛПХ может производить и сдавать сельхозпродукции на 100 тыс. тенге в месяц.
Это, например, молоко от трех коров. А еще можно сдавать мясо, овощи и другую продукцию. При приобретении продукции покупатель, а это могут быть перерабатывающие или торговые предприятия, обязаны по налоговому законодательству удерживать и перечислять в бюджет налог у источника выплат по ставке 10%. Получается в месяц с каждого ЛПХ в бюджет будет поступать 10 тыс. тенге. От 1,7 млн ЛПХ — 17 млрд в месяц, а в год 204 млрд тенге.
— Сравните: все организованные сельхозпредприятия страны — АО, ТОО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, включая крупные агрохолдинги и агрокорпорации, платят налоги на общую сумму около 60-70 млрд тенге в год. Или более чем в три раза меньше, чем могут платить ЛПХ по самым скромным подсчетам одного только налога у источника выплат.
Половину из 204 или 102 млрд тенге (5% из 10%) налоговые органы могли бы зачислять на счета бюджетов четвертого уровня. Причем зачислять целевым образом — перечислять в бюджет именно того села, от имени жителей которого и поступили налоги
Разделим 102 млрд на 2 184 сельских округов. Получается, в бюджет одного сельского округа будет поступать в среднем около 47 млн тенге в год! Это почти в 16 раз больше, чем сейчас! На такие деньги уже можно сделать многое в данном селе, — уверен Рахимбеков.
Он убежден, что
при такой схеме объемы поступления налога в бюджет будут осязаемым и просчитываемым индикатором, показателем эффективности работы конкретного акима села
Налоги поступают и из года в год, их объемы растут — значит, работает аким. Нет налогов или нет роста доходной части бюджета — значит, аким села не работает, бездельник и за это надо гнать его в шею.
— Вторую половину из 204 или 102 млрд тенге, или вторые 5% из 10% налога у источника выплат налоговые органы могли бы зачислять уже на лицевые накопительные счета каждого конкретного сельчанина в Пенсионном фонде (ЕНПФ), Медицинском (ОСМС) и Фонде социального страхования (ГФСС).
Здесь я предполагаю тройной эффект.
С одной стороны, каждый сельчанин будет знать, что чем лучше он работает, чем больше производит продукции, тем быстрее растут его личные накопления в социальных фондах. С другой стороны, от этого выиграет и государство — вырастут объемы производства сельхозпродукции
А это в конечном счете положительно скажется на продовольственной безопасности страны и стабильности цен на продовольственные товары. С третьей стороны, можно будет отказаться от этого надуманного ЕСП — единого социального платежа. Еще в 2018 году, когда запускался механизм ЕСП, я предупреждал руководителей Минтруда, что они наносят удар по имиджу государства:
сельских самозанятых, владельцев ЛПХ вы облагаете дополнительным налогом в то время, когда этим же людям государство ищет любые возможности помочь — выделяет дешевые кредиты, обучает и т. д
Кроме того, во время поездок по селам я слышал от работников сельских лечебных учреждений, что одна из самых главных проблем медицинского обслуживания сельчан — это категорическое нежелание жителей сел платить этот самый пресловутый ЕСП. Доля неплательщиков ЕСП в селах достигает 90% и более!
Еще две сельские проблемы — это уборка снега и утилизация мусора.
— В свое время я говорил, что при создании ССПК их надо обеспечить мини-трактором до 40 лошадиных сил, сенокосилкой, пресс-подборщиком, тележкой, стогометом, ковшом и лопатой (бульдозером).
Мини-трактор в комплекте с сенокосилкой, пресс-подборщиком и тележкой могут в июне-июле-августе заниматься сенокосом, прессованием и развозом тюкованного сена до ЛПХ, членов кооперативов.
Одна из главных проблем ЛПХ — это дороговизна кормов, сена. В благополучные годы стоимость одной тонны сена составляет 25 тыс. тенге за тонну. В прошлом, засушливом году она доходила до 50-70 тыс. за тонну, а в некоторых регионах и более
Надо сказать, что в год на одну голову крупного рогатого скота необходимо три тонны сена — две тонны в зимний период и одна тонна для летней подкормки. Именно из-за дороговизны сена люди все чаще отказываются держать скот. И сегодня, проживая в селе, они предпочитают покупать, а не производить молоко и молочные продукты, а также мясо и мясопродукты. Кооператив же может реализовывать сено для своих членов по себестоимости, примерно по 8-10 тыс. тенге за тонну. Как говорится, почувствуйте разницу!
— Итак, в летние месяцы техника кооператива занята заготовкой сена, осенью — в сентябре-октябре-ноябре, будет задействована в санитарной очистке села, то есть вывозом мусора, в декабре-январе-феврале можно заняться уборкой снега, а в марте-апреле-мае вновь станет актуальна санитарная очистка села, то есть вывоз мусора и обустройство мусорного полигона.
При этом услуги кооператива по очистке села от мусора и его уборке могут оплачиваться из того бюджета сельского акима. Тоже плюс: сельчане будут знать, что своим трудом зарабатывают деньги в бюджет родного села, а из этого бюджета оплачивают услуги по поддержанию чистоты в своем населенном пункте
Я прекрасно понимаю, что будет очень и очень тяжело создавать кооперативы ЛПХ на селе! И чтобы убедить сельских жителей вступать в кооперативы, надо будет приложить неимоверные усилия. Тем более, что сельчан, уже многократно обманутых государством, точнее чиновниками, надо убеждать.
В 2020 году я говорил, что правительство и НПП «Атамекен», своеобразно выполняя поручение президента Токаева по реализации трех пилотных проектов по кооперации ЛПХ и созданию кооперационной цепочки «от поля до прилавка», занялись профанацией, дискредитацией самой идеи.
Тогда я предположил, потом скажут, что сама идея была неправильной. Хотя на самом деле идея сельской кооперации абсолютно правильная и логичная
Доказательством является тот факт, что кооперация успешно работает в 175 странах мира. И нам в Казахстане она тоже нужна, — заключает Толеутай Рахимбеков.