Продуктами спекулируют, а министерства и акиматы ничего не делают или не хотят делать.
Цены серьезно подскочили даже на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ), причем в этом случае – незаконно, утверждает сенатор Андрей Лукин. Во всех регионах этими товарами нередко спекулируют, предварительно устроив искусственный дефицит. Кроме того, на крупных оптовых рынках регулярно завышают арендную плату, заставляют арендаторов закупаться у аффилированных с рыночной администрацией лиц (естественно, по завышенной цене) и так далее. Естественно, это сказывается на росте цен.
Официальная статистика говорит о 20% повышении, но Лукин считает, что фактическая цифра – 50%.
Сенатор обратился с депутатским запросом на имя премьер-министра Алихана Смаилова, в котором особо подчеркнул, что на росте цен сказалось отсутствие должного регулирования и контроля как со стороны уполномоченных ведомств, так и местных исполнительных органов, привел несколько примеров.
— Так, сахарными центрами городов Семей и Усть-Каменогорск в сговоре с группой поставщиков региона в нарушение статьи 170 Предпринимательского кодекса об антиконкурентных согласованных действиях субъектов рынка,
искусственно ограничена продажа сахара, что привело к его удорожанию на 40%, т.е. до 700 тенге за килограмм
(15 февраля 2022 г. средняя цена на сахар была 300 тенге). – в частности сказал он.
Лукин добавил, что похожая ситуация была в СКО и Мангистауской области. На рынках ТОО «Асар-С», ТОО «Магаш» и ТОО «Масат» в Мангистауской области установлена от 500 до 600 тенге за килограмм, тогда как пороговое значение розничных цен на продажу сахара в области – чуть более 300 тенге.
Акимы регионов, где подорожали продукты, получили замечания от Смаилова
Далее в числе проблем сенатор назвал «монопольную цену за аренду торговых мест и навязывание администрацией рынков кабальных условий».
— К примеру, в Павлодарской области владелец рынка «Квазар», гражданин Германии, предоставляя в аренду коммерческие площади через посредническую компанию,
дополнительно взимает с реализаторов СЗПТ плату за использование и ремонт весов, холодильников, тележек и т.д., запрещая пользоваться своими
В Алматы руководство рынка «Жулдыз» заставляет предпринимателей неофициально, без заключения договоров выкупать торговые места, которые они арендуют более 15 лет, — рассказал Лукин.
Любое повышение расходов продавцы тут же закладывают в конечную цену товара для потребителей. Даже если речь идет о социально-значимых продовольственных товарах. Сенатор посетовал, что в сфере оптовой торговли «нет эффективного механизма сдерживания чрезмерных потребностей собственников базаров и надежной системы защиты предпринимателей».
Лукин утверждает, что практически ни один крупный оптовый рынок в стране не отвечает требованиям по содержанию, оборудованию и оснащению. Нет регламентов работы, стендов с информацией о свободных местах и порядке их предоставления, текущей стоимости СЗПТ.
— Неблагоприятная ситуация складывается в сфере розничной торговли,
здесь основной причиной роста цен на СЗПТ являются массовое превышение торговых надбавок и теневая экономика,
— утверждает сенатор.
В частности, больше половины реализаторов СЗПТ по всей стране работают без регистрации в налоговых органах и использования кассовых аппаратов. Многие не могут представить документы и о происхождении товара.
Лукин отметил, что большинство предпринимателей, торгующих СЗПТ, работают по специальному налоговому режиму и не обязаны вести полноценную бухгалтерию. Соответственно отследить цены на товар и их формирование сложно.
— Учитывая 66% долю розничного товарооборота, занятого малыми предприятиями, указанная проблема регуляторной системы имеет масштабные последствия в виде бесконтрольности реализации СЗПТ и теневого оборота денег, – сказал он.
По данным Лукина, фактическое удорожание в розничной торговле сегодня в среднем составляет 50% и больше от себестоимости продуктов, любой ажиотаж доводит рост цен до 70% и выше.
— Требования статьи 9 Закона «О регулировании торговой деятельности»
о недопустимости превышения 15% надбавки на СЗПТ носят декларативный характер, практически никем не соблюдаются,
— утверждает депутат.
Также Лукин подчеркнул, что ситуация усугубляется слабым государственным контролем за соблюдением законодательства о регулировании торговой деятельности.
Несмотря на рост цен на СЗПТ только акимат Мангистауской области в соответствии с упомянутым законом ввел предельно допустимые розничные цены, больше этого нигде не сделали.
— Помимо этого, вразрез указанной норме акиматы 6 областей вовсе не утвердили пороговые значения цен на СЗПТ (город Алматы, Алматинская, Акмолинская, Туркестанская, Кызылординская и Костанайская области), — добавил сенатор.
Для исправления ситуации депутат выдвинул целый список предложений, в числе которых: