Причины роста цен не те, с которыми можно бороться базовой ставкой.
Национальный банк повысил базовую ставку с 14 до 14,5% годовых. Регулятор объяснил свои действия борьбой с инфляцией и немного с девальвацией. При этом глава Нацбанка Галымжан Пирматов сказал, что эффект от решения ожидается в 2023 году, поскольку «спрос в экономике не сразу адаптируется под меняющиеся условия, поэтому и инфляция на ставку не реагирует моментально».
Экономист Андрей Чеботарев высказался по этому поводу более пессимистично. Он считает, что действия Нацбанка не помогут, поскольку у нашей текущей инфляции другая природа, нежели та, с которой можно справиться повышением ставки.
— Насколько ожидаемо решение регулятора поднять базовую ставку? Или наоборот, неожиданно?
— На самом деле и ожидаемо, и не очень. Давайте разбираться в ситуации. Вообще,
базовая ставка – это единственный инструмент, который есть у Национального банка для борьбы с инфляцией
А эта борьба в свою очередь – единственный мандат, который у него имеется.
То есть Нацбанк вообще создан для того, чтобы удерживать инфляцию в заранее заданном коридоре. Вот только напомню, что сегодня этот заданный коридор составляет 4-6%, а инфляция – уже 14,5%. Поэтому решение о поднятии было, к сожалению, предсказуемо. Это очередная попытка загнать инфляцию в рамки.
Но при этом все ожидали, что Национальный банк в этот раз проявит благоразумие и подумает еще и об экономике. Дело в том, что высокая базовая ставка равняется высокой процентной ставке по кредитам, а значит означает низкий кредитный импульс. Кредиты используют во всем мире, чтобы развивался бизнес и росла экономика. Но когда они стоят много, их никто и брать не будет, поскольку ни один бизнес не может выжить при такой большой ставке.
Сейчас у нас рыночный кредит стоит около 20% — это одна из самых высоких ставок в мире и практически неподъемная ноша
То есть бизнес и экономика при такой ставке развиваться не будут.
Исходя из сказанного, многие надеялись, что Нацбанк ставку поднимать не станет. Ладно, не снизит, но пусть хотя бы оставит на том же уровне. К сожалению, надежды не оправдались.
— Получается, что и цены не обуздали, и на бизнес якорь повесили?
— Следует упомянуть, что высокая базовая ставка влияет еще и на государственные ценные бумаги, на наш государственный долг.
Мы ни с кем не воюем, кредитные рейтинги у нас не мусорные, но если в январе 2022 занимали деньги под 9-10%, то сейчас уже под 15-16%
Фактически мы вгоняем в долги наших детей, потому что речь идет о 10-15-летних облигациях. Просто потому что Национальный банк пытается бороться с инфляцией при помощи своего единственного инструмента.
Реальная инфляция выше официальной, потому что это политика — экономист
Самое интересное, что у него не получается, и это прекрасно видно. Он в четвертый раз повышает ставку, и в четвертый раз инфляция не снижается. А причина в том, что у нее другая природа.
Существуют инфляция монетарная и немонетарная. Нацбанк может бороться с монетарной. Немонетарная, как у нас сейчас, вызвана удорожанием импорта.
Мы страна импортозависимая и импортируем инфляцию вместе с выросшим долларом
В марте тенге упал, инфляция выросла, а мы до сих пор пожинаем плоды.
— Помогает ли на самом деле высокая базовая ставка избежать волатильности курса тенге, как об этом говорят некоторые эксперты?
— Таргетировать курс ставкой – это настоящее безумие. Национальный банк просто может участвовать в торгах напрямую своими золотовалютными резервами. У него есть средства Национального фонда, квазигоскомпании, а
суммарный объем присутствия государства на валютном рынке от 40 до 60 процентов ежемесячно
При этом ставка на валютный курс влияет очень слабо и очень опосредованно. Можно просто посмотреть, что происходило с курсом после каждого решения Нацбанка.
В качестве примера надо взглянуть на то, что происходило в России. Центробанк рекордно понизил ставку — курс конечно отреагировал, но даже не на пять процентов, не говоря уже о десятках.
Тенге продолжает падать к рублю — чем это чревато? — депутаты
А потому говорить, что мы поднимаем ставку для удержания курса, это все равно что забивать гвозди даже не микроскопом, а телескопом. Потому что это абсолютно другой инструмент.
— Стоит ли простому обывателю следить за изменениями базовой ставки или можно вообще не «заморачиваться» этой темой?
— Особого смысла наверное нет. Но обыватель должен понимать, что пока ставка высокая, мы, скорее всего, будем показывать околонулевой рост экономики.
В какой-то мере у Нацбанка действительно связаны руки, и я их понимаю. Хотя и связали они их сами себе, поскольку, как я уже сказал, единственный их мандат – это борьба с инфляцией, а единственный инструмент – базовая ставка. Поэтому они вынуждены ее повышать. Но практика показала, что
повышение ставки никак не помогает снизить инфляцию, и именно потому, что у нее другая природа – немонетарная