Несмотря на то, что многие жители многоэтажек Алматы все же перешли на новые формы управления, этого недостаточно. Эксперт объяснил почему.
Индивидуальный подход по управлению каждым домом приходит на смену КСК,
которые неоднократно подвергались вполне обоснованной критике со стороны
жителей. Планировалось, что КСК будут существовать до 1 июля 2022 года, после чего все нормативы, связанные с ними, утратят свою силу, а кооперативы прекратят свою деятельность. Но многие горожане оказались не готовы сразу на внедрение этого новшества, поэтому срок перехода на ОСИ в Казахстане все-таки перенесли на 1 июля 2023 года.
Между тем руководитель управления развития коммунальной инфраструктуры Алматы Данияр Кирикбаев на брифинге региональной службы коммуникаций рассказал, что
в Алматы зарегистрировано 1 118 ОСИ и выбрано 3 692 ПТ (простое товарищество — ред.). В итоге уже сформировано 4 810 новых форм управления с охватом 5 175 многоквартирных жилых домов, или 73%
По данным чиновника, в южной столице насчитывается более 8 879 многоэтажных жилых домов, которые обслуживаются около 820 органами управления (КСК, ПКСК, ОСИ и др.).
— Для реализации реформы ЖКХ нами утверждена Дорожная городская карта, проведено порядка 300 онлайн-встреч, проконсультировано около 4 500 жильцов в рамках Call-центра
С начала этой реформы с учетом эпидемиологической ситуации проведено 3 500 собраний с охватом порядка 7 500 МЖД, — отметил Кирикбаев.
По его словам, управление неоднократно инициировало мероприятие «День открытых дверей», где могли принять участие все заинтересованные специальные службы. Там давались разъяснения и консультации по переходу на новые формы управления ОСИ либо ПТ. Проконсультированы порядка 600 жителей.
Между тем Сергей Худяков, эксперт по вопросам модернизации ЖКХ и местного самоуправления считает, что переход на новые формы управления был отложен, так как информация из регионов показала, что разъяснительная работа в этом направлении проводилась слабо. В результате уполномоченный орган в лице Комитета по строительству был вынужден продлить сроки.
— То есть очень много домов не определились с новыми формами управления, и по окончанию переходного периода старые формы переставали действовать и становились незаконными
Юристы, в том числе и министерские, не могли ответить на мой вопрос, что будет с КСК после окончания переходного периода: закроют ли счета, аннулируют ли свидетельства о регистрации? Когда обсуждался вопрос о продлении этого периода, мы предлагали продлить только на квартал, потому что когда это затягивается переносят на год, обычно все до последнего ждут, а потом в спешном порядке начинают что-то делать в последнюю неделю. Но тем не менее решение принято, — констатирует эксперт.
Многие дома выбрали в качестве формы управления ПТ, и по мнению Худякова, это может стать проблемой.
— Дело в том, что простым товариществом в многоквартирном жилом доме управлять нельзя. При его создании необходимо единогласное решение всех по любому вопросу. В случае с ОСИ для решения финансовых вопросов требуется две трети голосов, а по всем остальным вопросам — только половина голосов. То есть это преодолимо, ведь в каждом доме есть жильцы, которые не дают своего согласия ни на что.
Что касается ПТ, если в доме, например, 100 квартир, владельцы каждой из них должны подписать договор о совместном содержании дома. А те, кто не подписал, остаются за пределами договора и никому ничем не обязаны и ничего не должны
Простое товарищество было придумано для 4-8-квартирных домов в основном в сельской местности, где регистрировать юридическое лицо не имеет никакого смысла. Однако запрета на создание такой формы в домах с большим количеством квартир тоже нет. Но там где много квартир и сложно договориться, нужно делать юридическое лицо, — утверждает Худяков.
По его словам, сейчас местным исполнительным органам необходимо составить план, закрепить по адресам людей и проводить разъяснительную работу, в том числе и через СМИ.
— Нужно продолжать проводить интересные дискуссии с участием разных людей и формировать общественное мнение, что ОСИ нужны. Можно воспользоваться какими-то административными рычагами. Нужно сказать, что
если граждане обращаются к ним как к власти, они должны выполнить свой гражданский долг — перейти к новым формам управления. А до этого государство будет работать с теми, кто выполнил свой долг, и будет производить работы по озеленению, благоустройству, асфальтированию внутри дворов и пр.
То есть надо сделать так, чтобы госпомощь стала бонусом для тех, кто перешел на новую форму управления.
Что касается КСК, то по этой форме работали бывшие домоуправления, у которых было по 70, 100 или 150 домов. Все деньги они собирали на свой счет как абонентскую плату. Там вообще концов не найдешь, сколько, условно, средств поступило с дома номер 1 и на что они были истрачены в этом доме.
То есть риск мошенничества большой. К тому же многие КСК, которые имели в управлении 100 домов, могли вообще ни с кем не работать — просто собирали деньги и делали то, что считали нужным. Сейчас есть шанс все это изменить в лучшую сторону, — заключает Худяков.