Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Почему совершенствование партийной системы имеет важное значение для Нового Казахстана

133
Фото: elorda.info

Структура партийной системы

В Казахстане формально функционирует многопартийная система с одной доминирующей партией. По итогам последних парламентских выборов 2021 года традиционно (начиная с 2012 года) в мажилис прошли три партии.

«Нур Отан» (позже AMANAT ) сохранил статус доминирующей партии, набрав 71,1% голосов и получив 76 мест. Партии, представляющие оппозиционное поле — Ак Жол и НПК, набрали 10,9% и 9,1% и получили 12 и 10 мест в парламенте.

Всего в стране зарегистрировано шесть партий. Помимо вышеуказанных, это ОСДП, Ауыл и Adal, недавно присоединившаяся к правящей партии. Ауыл и Adal в результате последних выборов получили незначительное представительство в маслихатах, что не оказывало существенного влияния на их политическую активность.

Проблемы партийной системы

Однако январские события отчетливо продемонстрировали недостаточную эффективность существующей казахстанской партийной системы. В условиях масштабной кризисной ситуации партии не смогли выполнить роль своеобразного буфера между властью и обществом.

Кроме того, казахстанские партии, особенно формально оппозиционные, очень слабо проявляют себя во внеэлекторальный период. По сути, системная работа наблюдалась только со стороны правящей партии, которая оказывала определенное влияние на внутриполитические процессы.

Другие политические объединения преимущественно проявляли свою активность только в электоральный период. Основная их деятельность в остальное время сводилась в направлении большого количества депутатских запросов в правительство.

Основные функции партий в западных демократиях

Какие ключевые функции выполняют партии в сформировавшихся и стабильных политических системах, существующих в западных странах (Франции, Германии, Италии и других странах)?

Агрегирование интересов. То есть согласование и обобщение разнородных интересов различных социальных групп населения.

Коммуникации. Речь прежде всего идет об обеспечении взаимосвязи, устойчивого диалога властных структур и общества.

Рекрутирование и политическая социализация. В данном случае, во-первых, предполагается, что отбирая наилучших кандидатов на руководящие позиции, партии способствуют улучшению качественного состава политической элиты. Во-вторых, партии выступают как выразители идеологических ценностей и установок.

Важнейшая задача современных партий заключается в том, чтобы аккумулировать часть протестных настроений, направив их в правовое русло и не дав тем самым приобрести деструктивную форму

Партии в западных демократиях находятся условно между гражданским обществом и государством с его институтами, выполняя важную связующую функцию и обеспечивая системное взаимодействие в рамках действующей государственной модели.

Выполнение партиями функций, представленных выше, в значительной степени обеспечивает политической системе стабильность и высокую динамику развития.

Реформирование казахстанской партийной системы

Казахстанская партийная система сегодня находится в стадии становления и развития. Проблемы, которые она испытывает, с одной стороны, связаны с упущениями и определенными просчетами властей (а именно, излишний контроль партийного поля, сложные условия для создания новых партий и т. д.).

С другой стороны, они носят естественный характер, обусловленный недостаточным уровнем политической культуры и еще формирующейся политической системой.

Процесс постепенного реформирования задан руководством страны, начиная с 2019 года. В рамках четырех пакетов президентских политических реформ был снижен регистрационный барьер для создания партий (с 40 до 20 тыс.) и порог их прохождения в мажилис (с 7% до 5%).

Также был создан институт парламентской оппозиции, наделяющий ее рядом возможностей, среди которых инициирование парламентских слушаний по актуальным вопросам, определение повестки дня правительственных часов в парламенте и другое.

16 марта президент Касым-Жомарт Токаев представил масштабную программу политических реформ, где отдельный блок был посвящен расширению возможностей для развития отечественной партийной системы.

В числе наиболее важных инициатив:

  • снижение регистрационного порога для создания партий с 20 до 5 тыс. членов, а также сокращение минимальной численности региональных представительств с 600 до 200 человек
  • выход из партии президента, председателей и членов ЦИК, Высшей Аудиторской палаты, Конституционного суда
  • запрет акимам и их заместителям занимать должности в партии

Ряд из этих инициатив (выход из партии президента, а также других представителей центральных госорганов) уже получил правовое оформление через Конституционные поправки.

Предстоит изменить еще более 20 законов, которые будут касаться в том числе реформирования партийного законодательства (сокращение регистрационного порога и т. д.).

Сегодня мы наблюдаем, что многие активисты и общественные деятели уже заявили о своем намерении зарегистрировать партии. В их числе Санжар Бокаев («Намыс»), Мухтар Тайжан («Жер қорғаны»), Нуржан Альтаев (El Tiregi), Булат Абилов (Bizdin Tandau), Олжас Сулейменов (Народный Конгресс Казахстана») и другие.

Поэтому в ближайшее время на партийном поле страны следует ожидать появления новых креативных политических объединений, которые смогут собрать вокруг себя необходимое число сторонников и побороться на будущих выборах за представительство в парламенте.

Трансформация правящей партии

Помимо ребрендинга и переименования партии (из Nur Otan в AMANAT), важным стал обозначенный главой государства вектор на масштабное и всестороннее реформирование.

Деятельность AMANAT в ближайшее время будет сосредоточена на следующих направлениях:

  • Привлечение в ряды партии представителей разных общественно-политических кругов, реальных лидеров, обладающих доверием сограждан
  • Фокус на идеологических и кадровых функциях, по мере необходимости – корректировка работы госаппарата. В этом контексте нужно отметить, что ранее партия часто критиковалась из-за дублирования работы госорганов
  • Перезагрузка партийной фракции в мажилисе с акцентом на более эффективную коммуникацию депутатов с общественностью, а также активизация деятельности Общественных приемных

Эти меры должны позволить кардинальным образом перестроить работу AMANAT в сторону повышения ее эффективности, мобильности и открытости.

В целом партия должна стать важнейшим звеном в реформировании не только партийной, но и в целом общественно-политической системы страны.

Ожидания от партийной системы

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно говорить о том, что в результате представленных реформ партийное поле страны должно существенно активизироваться, чему будет способствовать появление новых и трансформация существующих партий.

Многопартийность в Казахстане имеет возможность приобрести новое содержательное качество и стать ключевым элементом в процессе политической модернизации.

Если партии в стране будут сильными и будут иметь свою устойчивую социальную базу, безусловно, это послужит мощным импульсом для развития казахстанской политической системы.

В условиях сохраняющегося определенного недоверия населения к государственным институтам партии могут выступить эффективной площадкой по выстраиванию конструктивного диалога с обществом.

В целом партии должны находиться в центре всех политических и социально-экономических преобразований и быть важной политической силой на пути к построению Нового Казахстана.

Автор: Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter