За вторую четверть текущего года правительство Казахстана заметно нарастило свои долговые аппетиты.
Общая величина государственного долга Казахстана за первый квартал 2022 года в тенговом эквиваленте уменьшилась на 1,3% — до 21 трлн 694,1 млрд тенге, а в долларовом – на 7%, до $47 млрд 346,3 млн. Однако за второй квартал по этому показателю сложился прирост на 5,8% — до 22 трлн 952,8 млрд, в абсолютном выражении – на 1 трлн 258,7 млрд. В пересчете на американскую валюту – 4,2%, или 2 млрд 6,2 млн — до 49 млрд 352,5 млн долларов США.
Долг самого правительства увеличился за вторую четверть текущего года на 4,6% — до 20 трлн 51,9 млрд тенге, в абсолютном выражении – на 872,8 млрд. В долларовом эквиваленте – на 3%, или 1 млрд 257,3 млн — до 43 млрд 114,9 млн долларов США.
Правительственный долг состоит из внутреннего и внешнего. Первый из них увеличился на 5,6% — до 12 трлн 100,1 млрд ($26 млрд 17,4 млн), второй – на 3% до 7 трлн 951,7 млрд ($17 млрд 97,5 млн).
Во внутреннем правительственном долге основная часть приходилась на государственные долгосрочные казначейские обязательства – 9 трлн 915,8 млрд ($21 млрд 320,6 млн). А в структуре внешнего долга основными кредиторами правительства выступают держатели еврооблигаций ($8 млрд 812,0 млн), Всемирный банк ($3 млрд 255,2 млн), Азиатский банк развития ($1 млрд 988,8 млн) и держатели отечественных государственных ценных бумаг, размещенных на российском рынке ($1 млрд 565,3 млн).
Долг Нацбанка весь внутренний. Но если в первом квартале, когда центральный банк возглавил Галымжан Пирматов, его объем снизился почти на треть (31,8%) — до 1 трлн 432,9 млрд ($3 млрд 127,1 млн), то за второй квартал 2022 года подпрыгнул на 25,4% — до 1 трлн 796,2 млрд ($3 млрд 862,1 млн). Такое явление обычно сигнализирует о появлении на рынке значительного объема «лишних» денег, которые Нацбанку приходится стерилизовать за счет выпуска своих долговых обязательств (нот).
В принципе, так оно и есть, поскольку гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет был резко увеличен в текущем году с 2,4 до 4 трлн тенге. И как обычно бывает, правительство просто не успевает осваивать эти гигантские средства, поступающие на денежный рынок.
Долг местных исполнительных органов власти (акиматов) особо не изменился за второй квартал. В тенговом эквиваленте его объем увеличился лишь на 0,05% — до 1 трлн 816,4 млрд, а в долларовом произошло снижение на 1% — до $3 млрд 905,5 млн.
В долговой статистике Минфина также учитываются гарантированный государством долг, составивший на 1 июля 1 трлн 379,5 млрд ($2 млрд 966,2 млн), и долг по поручительствам государства – 26,6 млрд ($57,2 млн). С учетом этих показателей весь государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства сложился на уровне в 24 трлн 359,0 млрд ($52 млрд 375,9 млн) с приростом за второй квартал на 6,1%.
Примечание:
1) Без учета взаимных требований (долг местных исполнительных органов перед правительством РК).
2) Оценка долга подлежит уточнению по завершению процесса формирования и сверки базы данных по долговым обязательствам местных исполнительных органов.
Справочно: курс доллара США на 30.06.2022 г. – 465,08 тенге
Источник: Министерство финансов РК, Национальный банк РК.