Провокационный визит спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань, невзирая на настойчивые протесты и предупреждения властей Китая, привлек повышенное внимание международного сообщества.
В связи с этим международным инцидентом наша редакция взяла интервью у генерального консула Китая в Алматы Цзян Вэй.
— Мы заметили, что госсекретарь США Энтони Блинкен и некоторые западные СМИ заявили, что визит Пелоси на Тайвань не рассматривается в Белом доме как официальный акт США, и реакция Китая на это была крайне жесткой. На днях страны «Большой семерки» выступили с совместным заявлением, в котором призвали Китай не обострять ситуацию. Как вы оцениваете это заявление?
— Cпикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, вопреки решительному протесту и жесткому предупреждению китайской стороны, совершила поездку на Тайвань. Этим шагом США серьезно нарушают принцип одного Китая и положения трех китайско-американских совместных коммюнике, грубо посягают на суверенитет и территориальную целостность Китая и подают сугубо ошибочные сигналы сепаратистским силам, выступающим за так называемую «независимость Тайваня», что вызвало сильное возмущение среди китайского народа и широкую оппозицию со стороны международного сообщества.
Оправдания американской стороны якобы о том, что посещение Пелоси Тайваня является личным актом и не имеет никакого отношения к правительству США, являются попыткой уйти от ответственности. К тому же они просят китайскую сторону не реагировать на это крайне жестко. Такие заявления, которые выдают черное за белое, можно расценивать как «ложь прямо в глаза без зазрения совести». Разве спикер палаты представителей Конгресса, занимающий третье место в политической структуре США, не является официальным представителем Соединенных Штатов? Разве то что Пелоси добавила Тайвань в маршрут своего официального турне по Азии, это не официальный акт США?
В коммюнике об установлении дипломатических отношений между Китаем и США от 1979 года Вашингтон дал четкое обещание перед Пекином в отношении политики одного Китая. Все государственные органы правительства США, включая законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, должны придерживаться внешней политики, признанной и приверженной правительством США, в которую также входит и политика одного Китая.
Прибытие Пелоси на Тайвань является серьезнейшей политической провокацией с целью откровенного повышения уровня официальных контактов между Вашингтоном и Тайбэем, а также очередным доказательством, что американская сторона по тайваньскому вопросу «говорит одно, а делает другое».
Члены «Большой семерки» также безответственно пишут в совместном заявлении, касающемся Тайваня, что они «будут придерживаться политики одного Китая, когда это применимо». Это серьезно нарушает принцип одного Китая и подрывает политический фундамент двусторонних отношений.
— Вооруженные силы Китая заявили, что проведут целенаправленные масштабные военные учения в нескольких акваториях вокруг Тайваня. Какие ответные меры планирует предпринять Китай?
— Ни одна страна не может идти на компромисс и уступки в принципиальных вопросах, касающихся суверенитета и территориальной целостности. Позиция правительства и народа Китая по тайваньскому вопросу последовательна и неуклонна. Никто не должен недооценивать твердую решимость, непоколебимую волю и могучие возможности китайского правительства и народа в этом отношении.
США поддерживают и потворствуют сепаратистским силам, выступающим за «независимость Тайваня», и намеренно бросают вызов Китаю по тайваньскому вопросу, пересекая «красную» черту и рамки дозволенного.
В связи с этим любые контрмеры со стороны Китая правомерны и необходимы, а ответственность за все вытекающие из этого последствия будет полностью на стороне США и сепаратистских сил за «независимость Тайваня».
Что касается ответных мер со стороны Китая, вы только что уже упомянули о некоторых из них, просим всех быть терпеливыми и уверенными, что китайская сторона сдержит слово.
— Как вы оцениваете влияние поездки Нэнси Пелоси на китайско-американские отношения, региональную безопасность и стабильность?
— Тайваньский вопрос затрагивает коренные интересы Китая и является самым важным и чувствительным в китайско-американских отношениях. Потворство США посещению Нэнси Пелоси Тайваня, несомненно, навредит миру и стабильности в районе Тайваньского пролива и приведет к созданию новых серьезных трудностей в китайско-американских отношениях. Сложившаяся на данный момент ситуация – это именно то, что китайская сторона не хочет видеть.
Следует отметить, что первопричиной напряженности ситуации в Тайваньском проливе являются попытки тайбэйского режима и Вашингтона изменить статус-кво. Власти Тайваня, зацикливаясь на получении так называемой независимости с опорой на США, взяли курс на «декитаизацию» и пытаются реализовать сепаратистский замысел посредством «тактики салями».
Вашингтон, используя Тайвань как инструмент для сдерживания Китая, непрерывно искажает и ослабляет принцип «одного Китая», активизирует официальные контакты с тайбэйским режимом, оказывает поддержку сепаратистским силам на острове.
Отдельные лица со стороны США продолжают проповедовать теорию «военной угрозы Китая» в тайваньском вопросе с неправедной целью поиска себе оправданий для увеличения военных расходов, расширения военной мощи и вмешательства в дела Азиатско-Тихоокеанского региона.
С начала этого года военные корабли США пересекали Тайваньский пролив в среднем раз в месяц, их военные самолеты также проводили крупномасштабную и высокочастотную разведку вблизи Китая. США непрерывно увеличивают продажу вооружения Тайваню и постоянно собирают страны НАТО для демонстрации силы в Тайваньском проливе, пытаясь изменить статус-кво в Тайваньском вопросе и тем самым подталкивая Тайвань в «пучину катастрофы».
Действия самих Соединенных Штатов — это и есть самая большая угроза миру и стабильности в Тайваньском проливе.
Тайваньский вопрос относится исключительно к внутренним делам Китая, и его решение не допускает вмешательства никаких иных иностранных сил. Будущее и надежда Тайваня — в мирном развитии отношений по обе стороны пролива. Полное воссоединение — это общие чаяния китайского народа и тенденция времени, которой никто не может помешать.
Решимость китайского правительства и народа осуществить воссоединение Родины непоколебима и не будет изменена никакой силой или страной.