Почему сограждане отказываются от покупки иностранной валюты?
По данным Нацбанка, в июне 2022 казахстанцы купили валюту в 2,7 раз меньше, чем в мае 2022, и в 2,6 раз, чем в июне 2021. При этом биржевой курс доллара вырос с 425 до 470.
С чем связано столь неожиданное охлаждение интереса сограждан к иностранной валюте, мы поинтересовались у экономиста Алмаса Чукина. Он выдвинул три версии.
— Алмас Таласович, давайте начнем не с объемов покупок, а с другого вопроса. Влияют ли валютные операции физических лиц на биржевой курс валют? Проще говоря, если сокращается спрос, должен ли снизиться и курс доллара?
— В целом, скорее всего, влияют, но вопрос – в каких масштабах. Общий объем нетто-покупок американской валюты где-то между 40 и 50 млрд долларов в год. И на операции физических лиц приходится не очень значительная доля, думаю, что-то около 10% в год. Это и много, и мало, смотря с какой стороны посмотреть.
Дело тут еще в том, что получается, каждый десятый доллар куда-то уходит. Может кто-то складывает их под матрац, но вряд ли таких много. Куда деваются остальные? Скорее всего, за рубеж.
— Тогда вернемся к основной теме – почему так обвалились продажи долларов гражданам? Дедолларизация состоялась?
— Сложно сказать однозначно. Пока у меня есть три версии.
Первая: причина в том, что за последние четыре-пять лет усиленными темпами происходит рост оборота безналичных расчетов. Людям просто становится незачем покупать доллары.
Если раньше все ехали в отпуск и запасались наличной валютой, сейчас достаточно банковской карты
Поэтому в качестве одной из причин снижения можно назвать сокращение потребности в наличности в принципе.
Вторая версия гласит, что причина может быть в сокращении наличного оборота между юридическими лицами. Не секрет, что малый и средний бизнес, особенно те, кто связан с импортом,
операции между собой нередко совершали «в серую» — то есть на бумаге писали в тенге, а рассчитывались наличной валютой
Сейчас же это прекратилось в связи опять же с развитием безналичных расчетов, и это тоже могло повлиять.
И наконец третья версия.
Это может стать следствием определенного этапа дедолларизации не только в Казахстане, но и в Центральной Азии
На мой взгляд, тенге в регионе становится относительно уважаемой валютой и хорошо «гуляет» по среднеазиатским странам.
Раньше узбекские, кыргызские и таджикские поставщики сельхозпродукции пригоняли сюда грузовики с фруктами-овощами и уезжали домой с наличными долларами. Но сейчас в связи с различными ограничениями такие поездки с валютой в кармане уже сокращаются, и люди берут тенге.
Кстати, этот минус был бы еще больше, если бы не срабатывали некие «плюсы» — то есть контрфакторы. Например, я сам видел в банках очереди из россиян, которые переводят сюда рубли, снимают в кассе наличные тенге, а потом идут в обменник и покупают доллары. Потому что просто сразу взять и снять с банковского счета наличные доллары сейчас сложно, в том числе и из-за очень высоких комиссий. Гораздо проще «сработать» через тенге. Вот это и есть тот самый контрфактор, хотя и не главный.
— Первая и вторая версии могут объяснить, почему такая разница год к году. Но разницу с маем не объясняют, сработать всего за месяц так сильно это не могло.
— Здесь еще следовало бы убедиться, что это не сезонный фактор, но для этого сравнивать со статистикой не 2021 года, а с доковидными временами. Посмотреть, июньское падение – это обычный тренд или нет?
— Скажите, а можно ли вот такие изменения считать показателем благосостояния? Логика простая – появляются свободные деньги, валюту покупают и продажи растут. А если денег нет, то все с точностью до наоборот.
— В экономике вообще нет черно-белых показателей, но тут скорее нет. Доллар ведь как сильная валюта выполняет несколько разных функций, не только сберегательную и как средство платежа.
Кроме того, для казахстанцев со средним и ниже среднего доходами доллар слишком дорогой, чтобы в нем хранить деньги.
Люди уже обжигались, когда доллар с пятисот с чем-то падал до 420
С начала 2022 года колебания сначала с 410 до 520, потом обратно, потом снова вырос до 480 – такой разбег кого хочешь напугает.
Однозначно могу сказать, что несмотря на все плохие новости, в целом год неплохой. В кои веки начали расти реальные доходы населения, как это ни странно при галопирующей инфляции. Но когда мы говорим «население», нужно понимать, что единого населения не существует – есть отдельные люди. Кому-то становится лучше, кому-то хуже. Но в среднем стало лучше. Надеюсь, что станет лучше всем.