Правосознание населения должно быть ориентировано на верховенство Конституции и права. А во главе угла должна быть справедливость и беспристрастность.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев анонсировал масштабные меры по реформе судебной системы в Казахстане и отметил, что важным приоритетом остается обеспечение открытого и справедливого правосудия. Для этого нужны соответствующие квалифицированные кадры, а основополагающими принципами правосудия должны быть справедливость и беспристрастность.
По словам директора Экспертного института Европейского права и прав человека Марата Башимова, чтобы процесс пошел, необходимо, чтобы все законопроекты открыто и прозрачно обсуждались с гражданским обществом. Об этом сказал и сам президент.
— Привычка бояться мнения гражданского общества у нас до сих пор доминирует. Хотя в парламенте стараются, чтобы как можно больше людей участвовали в этом процессе, а законодатель в конечном итоге принимал решение с опорой на их мнение.
Правда, у нас сложилось таким образом, что люди лишь критикуют законопроект. Но когда он висит на сайте, население активно в обсуждении не участвует, не вносит предложений, как это бывает в других странах
Наш президент сейчас поставил задачу, чтобы принципы справедливости, равенства, открытости, которые он провозглашал, реализовывались не на словах, а на деле, — подчеркивает он.
Учитывая, что суд является самой последней инстанцией защиты прав человека, он должен быть сильным и открытым, говорит Башимов.
— Между прочим, онлайн-заседания как раз и нарушают конституционные права граждан. Вы только подумайте, как можно рассматривать уголовные дела онлайн, это же нонсенс!
Ведь нужно посмотреть на человека, увидеть его, поговорить с ним! Все должно проводиться только в оффлайн-режиме. Кроме того, верховные суды не должны вмешиваться в кадры — иначе это уже коррупция. Этим должен заниматься специально созданный и подчиненный только президенту Высший судебный совет.
Туда должны производиться подготовка и отбор кадров. Поэтому реформа судебной системы связана с борьбой с коррупцией и непотизмом. А самое главное, чтобы она не подчинялась исполнительной власти и телефонному праву, то есть когда звонят руководители ветвей власти или какие-то должностные лица. Даже на СМИ оказывается давление, хотя они и независимые. От этого всего нужно отходить.
Правосознание населения должно быть ориентировано на верховенство Конституции и права. В международных пактах не зря написано, что каждый имеет право на справедливый суд, — отмечает он.
По мнению Башимова, актуальной проблемой является возможность совмещения одновременно гуманизма судебной системы и неотвратимости наказания.
— Неотвратимость наказания всегда должна существовать: если ты совершил преступление, то должен за него ответить.
Самое ужасное, что можно встретить у нас, это когда за тяжкое преступление человек может получить гуманное наказание, а за кражу курицы, к примеру, дело обязательно доведут до суда и даже условно осудят
Несоизмеримость преступления и наказания встречается. За экономические преступления у нас сейчас тоже смягчено наказание, но я всегда выступал против этого. В некоторых случаях даже к гадалке не ходи — видно, что человек украл: невозможно за несколько лет сколотить миллиардное состояние.
Другой пример: бывший президент Назарбаев как-то поручил уголовно наказывать за окурки и плевки. Ввели даже понятие — «уголовный проступок». Логика была такой, что суровое наказание за это якобы будет служить противодействием в совершении более тяжких преступлений.
Я считаю, это неправильно. За незначительные правонарушения надо привлекать административно. Проводя судебную реформу в реалиях Нового Казахстана, вот такие моменты впредь надо исключить, — заключает правозащитник.