Если затянуть — шок в итоге будет сильнее.
Тенге медленно, но верно продолжает слабеть по отношению и к американскому доллару, и российскому рублю. Причем если считать в процентах, во втором случае намного сильнее.
Экономист Айдархан Кусаинов считает, что «держать курс» уже стало практически невозможно, на это уже почти не осталось резервов. Мало того, он полагает, что делать это не нужно — и уже давно.
— Как считаете, почему растет рубль и как долго это будет продолжаться? Совсем недавно был по 5 тенге, а сейчас почти 10.
— Рубль укрепляется в первую очередь к доллару, причем по вполне ситуативным причинам. А тенге в это же самое время ослабевает как к доллару, так и к рублю.
Доллар вполне объективно должен стоить больше 500 тенге, и именно к этой отметке он и стремится,
несмотря на всякие обязательные продажи валютной выручки.
— А относительно доллара рубль почему укрепляется? Хотя уже и не такими темпами, сейчас он все-таки ниже своей рекордной отметки.
— Потому что там работают очень субъективные «волевые» факторы. Например, вывод капитала из России в «недружественные страны» практически запрещен. Получается, что валютная выручка к ним поступает, поскольку цены на нефть и газ хорошие, а вывести ее из страны достаточно сложно. То есть спроса серьезного на валюту нет, поэтому рубль укрепляется. Есть еще один момент: раньше всегда в РФ действовало бюджетное правило, когда Министерство финансов выкупало лишние нефтедоллары с валютного рынка и пополняло свой фонд.
Чтобы удержать курс, мы продаем валюты даже может больше, чем получаем с нефтянки, а россияне, наоборот, ее скупали
Сейчас этот механизм, видимо, не работает, поскольку в рамках санкций размещенные за границей средства им заморозили. Так что возникла пауза и неразбериха – в Минфине скупать доллары не хотят и пока отрабатывают другие механизмы, как убрать лишнюю валюту. Соответственно пока рубль ситуативно укрепляется.
— И как долго это «ситуативно» будет продолжаться?
— Думаю, что россияне сейчас занимаются этим вопросом. В отличие от нас они понимают, что слишком сильный рубль это неприятно, и поэтому очень активно решают задачу, как убрать лишнюю валюту.
А в Казахстане, как я уже говорил, валюту, наоборот, продают, чтобы сдержать курс.
Но резервов становится все меньше и сдерживать этот курс уже просто невозможно. Поэтому тенге падает и к доллару, и к рублю
— Интересно, доберется ли рубль до отметки в 10 тенге, и если да, то когда?
— Здесь вопрос политических решений. Если наконец поймут, что пора прекращать жечь резервы, а то уже Нацфонд, по последним отчетам, «похудел» на 2,5 млрд долларов и ЗВР в целом сокращаются, и если решат, что пора это прекращать, тогда ослабление тенге усилится.
Если россияне к тому времени не разберутся со своей слишком крепкой валютой, то 10 тенге за рубль мы увидим спокойно
Хочу подчеркнуть, что это два разных процесса. Наш курс двигается вниз, потому что у Нацбанка заканчиваются ресурсы на его поддержание. 480 – это нереальный курс, он слишком маленький, должен быть больше 500. А у россиян вверх, потому что еще не разобрались с механизмами, не решили проблему, чему сами в общем-то не рады. Пока ищут варианты.
— Многие утверждают, что рост рубля отражается на инфляции, и не в лучшую сторону. Логика простая – чем дороже рубль, тем дороже российские товары. Это именно так работает?
— Абсолютно не так. Инфляция у нас абсолютно четко внутренняя, которая связана с неверной денежно-кредитной и бюджетной политикой. Разговоры о влиянии роста рубля похожи на истории Байдена о том, что у него инфляция из-за украинского кризиса. Хотя все четко понимают, что началась она гораздо раньше, и не из-за Путина, а из-за «вертолетных денег», а также денежно-кредитной и экономической политики.
(«Вертолетные деньги» — безадресная прямая финансовая поддержка граждан за счет средств государства. Может быть реализована как через выдачу средств, так и через снижение налоговой нагрузки на семьи, в результате чего у них остается больше денег на руках – прим.)
Ровно та же ситуация и у нас. Я и два года назад говорил: инфляция у нас разгоняется, никакой политики по инфляционным ожиданиям у нас не выполняется, а цены будут расти и дальше.
— Так вообще никакого вклада в инфляцию курс рубля не вносит? Или вносит, но небольшой?
— При желании все можно притянуть за уши. Погода, природа – все вносит вклад в инфляцию.
Но сама проблема инфляции в Казахстане на 99 процентов – это бюджетная, денежно-кредитная и экономическая политика
А влияние внешних факторов притянуто за уши. В 2021 году, когда в стране была бешеная инфляция, нам говорили – посмотрите на индекс продовольственных стран в мире, поэтому и у нас цены растут. Теперь кивают на курс рубля. Но это все сказки. Например, в 2016 году этот индекс круто вырос, а у нас это не почему-то почувствовали. У нас с марта с 500 с чем-то до 430 курс доллара падал, а инфляция все равно разогналась. Потому что причины совершенно другие.