Правительство Казахстана собирается выровнять тарифы на электроснабжение между физическими и юридическими лицами и бюджетными организациями. Это приведет к тому, что за электроэнергию население будет платить больше.
Для начала нововведение внедрят с 1 июля в Алматы, Костанайской и Западно-Казахстанской областях. Пилотный проект будут реализовывать течение трех-четырех лет. В итоге в Алматы цена за свет до конца 2022 года может подняться на 10-15%.
Об этом на площадке акимата Алматы сообщил Асан Дарбаев, председатель Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК. Чиновник объясняет этот шаг благими намерениями:
якобы лучше повысить тарифы для населения и снизить для юрлиц, чтобы предприятия не повышали цены на производимые продукты, тогда инфляция не будет так сильно сильно бить по потребителям
А понижение тарифов на электричество для бюджетников позволит направить освободившиеся бюджетные деньги на жилищную помощь нуждающимся гражданам, а также на другую соцпомощь, в том числе для компенсации оплаты по тарифам. Условно, чтобы люди со средним достатком стали платить больше, а по тем, кто еле сводит концы с концами, это не сильно ударило.
— Сегодня у нас от общей выработки 114 миллиардов киловатт
Если взять раскладку по коммунальным платежам, электроэнергия в среднем по республике занимает 26%, а летний период, когда нет отопления, порядка 40-50%.
Важно отметить, что тарифы сами по себе не растут. С 2019 года рост тарифов энергопроизводящих организаций по республике составил 60%. При этом средний конечный тариф у ЭСО изменился в пределах 36%, но для населения с 2019 года он поменялся только в пределах 19%
Теперь вы понимаете, что рост населения даже не соответствует росту станций и среднего тарифа у ЭСО. Тем самым (уравниванием тарифов — ред.) мы обеспечим минимальную нагрузку на население, — считает он.
Дарбаев подчеркивает, что в Алматы разница между среднеотпускным тарифом и тарифом для населения составляет 15%, что не так значительно, как в других регионах. Именно поэтому выравнивать тарифы решили начать в том числе и с Алматы. Сегодня разница в тарифах между населением и юрлицами составляет около 20%.
— Если же сдерживать тарифы и для физических, и для юридических лиц, в итоге мы получим удорожание конечной стоимости товаров и услуг. А это ударит по конечному потребителю.
По бюджетным организациям мы тоже проанализировали прошлые годы и выяснили, что из-за высоких тарифов у местных исполнительных органов не остается свободных средств на перераспределение на другие социальные проекты, которые необходимы городу
После внедрения предложенной нами меры свободные бюджетные средства будут освобождаться и могут пойти на две вещи: на решение жилищных вопросов социально уязвимых слоев населения, получение ими АСП и на строительство социальных объектов — детских садов и школ. А снизив тарифную нагрузку на бизнес, мы будем влиять на инфляционные процессы в стране, чтобы не дорожали продукты, — констатирует он.
Вот только кроме громких обещаний Дарбаев не дает конкретики по проектам, какие из них будут реализованы благодаря озвучиваемому плану министерства. Также не ясно, как собираются косвенным образом влиять на производителей, которые из-за подешевевшего электричества решат не поднимать цены. Они могут это сделать, руководствуясь другими принципами — например, курсом доллара.
Экономист Асет Наурызбаев, в свою очередь, убежден, что если и переходить на дифференцированный тариф, внедрять его надо сразу, а не «рубить хвост по частям» в течение трех лет. Нет смысла каждый год все это прописывать, начать давать помощь людям лучше сразу. При этом она должна оказываться тем, у кого платежи за электроэнергию составляют большую часть бюджета, в том числе и пенсионерам.
— Непонятно, почему сегодня в нашей комиссии нет городского акимата. Потому что программа поддержки социально уязвимых слоев населения должна быть прямо здесь, на столе. Поднимая сейчас тему на коленке, мы должны сразу понять объем помощи. Причем он существует двух типов.
Первый тип — это выдача АСП. Что касается второго, мы знаем, что Комитет по регулированию естественных монополий выигрывает от снижения цены больше миллиарда. Сегодня за киловатт в час население платит по 16 тенге, юрлица — по 19, бюджет — 25. А теперь все будут платить по 19, в том числе бюджет.
Под освободившиеся деньги надо прописать конкретные программы и конкретные цифры по количеству нуждающихся в помощи. Эти цифры мы не получили до сих пор
Акимат считает себя во всем этом каким-то сторонним участником. Я бы хотел послушать их предложения на следующей встрече, чтобы сформировать ясную картину, — заключает он.