Отдавать ребенка на воспитание бабушкам и дедушкам — традиция вроде бы добрая, но чревата для детей негативными психологическими последствиями.
Психотерапевт Жибек Жолдасова на своей странице в соцсети рассказала об одном явлении, которое редко обсуждается в обществе. Речь о до сих пор сохранившейся традиции, когда родители незамужней молодой мамы забирают ребенка и воспитывают как своего, а ее отправляют устраивать личную жизнь. Делается это, чтобы скрыть стыд и позор семьи. Когда ребенок становится подростком, ему в большинстве случаев все-таки сообщают, кто его настоящая мать. И для неокрепшей детской психики зачастую это становится настоящей травмой. По мнению Жолдасовой, немногие сумеют справиться с подобными переживаниями без последствий.
Между тем, по наблюдениям социолога Тимура Айсаутова, традиция, по которой одного из детей (чаще старшего) воспитывают бабушка с дедушкой, существует в казахском обществе давно. Как правило, молодожены добровольно отдают новорожденного сына или дочь на воспитание своим родителям. Здесь важно не смешивать это со случаями, продиктованными «уятом» (стыдом), о которых упомянула психотерапевт — когда ребенок рождается вне брака. И тем не менее в обоих ситуациях итог один — малыша отрывают от матери.
— Особенно популярно это было 50-100 лет назад. Причем бабушке и дедушке иногда отдавали первенца, а иногда и вовсе всех детей. Ребенок мог жить у них как временно, так и до совершеннолетия
Считалось, что мудрые бабушка с дедушкой смогут дать внуку или внучке наилучшее воспитание. И если это был старший ребенок, он мог показать младшим братьям и сестрам правильную модель поведения. Кроме того, когда пожилые родители воспитывают ребенка молодых супругов, те вряд ли далеко уйдут из «родительского гнезда». Так что традиция в каком-то смысле сплачивает семью.
Да и вообще, раньше все жили близко друг от друга: юрты находились в шаговой доступности, а у молодоженов была своя, отдельная
В итоге, пока они считались новобрачными, первого ребенка отдавали, а вот следующие дети уже жили вместе с родителями, — рассказывает Айсаутов.
При этом, следуя канонам традиции, от детей, которые воспитывались не родителями, правду об истинном происхождении не скрывают.
— Ребенок знает, что живет у бабушки с дедушкой.
А еще вполне приемлемо отдавать ребенка родному брату или сестре, если у пары не может быть своих детей. Но и в этих случаях всегда говорят, кто настоящие родители
Потому что казахи — мусульмане, и согласно законам шариата правду принято говорить даже усыновленному ребенку, взятому из детдома, — подчеркивает он.
Однако в современное время традиция передачи на воспитание ребенка ближайшим родственникам все больше теряет актуальность.
— Когда-то это было оправдано кочевой жизнью казахов, в дальнейшем традиция сохранялась в сельской местности.
Сегодня, когда многие казахи живут в городах и собственных квартирах, такое практикуется редко. Отдавать своих детей на воспитание не готовы не только современные родители, но и сами бабушки с дедушками сейчас стараются жить для себя
Впрочем, как правило, это больше относится к городским жителям, а вот в селах пока сохраняется старый уклад, — подчеркивает Айсаутов.
Свою оценку дала и психолог Надежда Вырва: традиция имеет только негативный эффект. По ее словам, исторически она зародилась на Востоке: часть детей еще в младенчестве отрывали от матерей и отдавали бабушкам и дедушкам, а то и вовсе чужим людям.
Это делалось для того, чтобы воспитать из них воинов, в которых тогда существовала необходимость из-за постоянной угрозы внезапного нападения врагов. Прошедшие через травму расставания с родной матерью, эти дети вырастали более агрессивными и ожесточенными
Что и требовалось для воинов.
— Я считаю, детей нельзя отрывать от родной матери на первом году жизни. И чем продолжительней этот период, тем более травмированной оказывается психика ребенка. В дальнейшем это будет иметь тяжелые последствия, в том числе и для физического здоровья.
— Казахстанские врачи несколько лет назад проводили исследование, и выяснилось, что у группы людей, которых оторвали от мамы на первом году жизни, были диагностированы сердечно-сосудистые заболевания. Они находятся в группе риска, и это все вполне объяснимо: ребенок чувствует биение материнского сердца еще в утробе.
Проводили и социальный эксперимент: грудного ребенка, чья мама скончалась при родах, брали на руки разные люди, и малыш все время плакал. Потом его взял на руки мужчина, которому до этого пересадили сердце умершей матери, малыш сразу успокоился и заулыбался. Эксперимент снимали на видео. Эта история наглядно демонстрирует, что родную мать сложно заменить.
Конечно, люди, которые заботятся о малыше, дают ему возможность выжить, но психика все равно формируется с учетом травмы потери, — рассказывает психолог.
По словам Вырвы, даже если от ребенка скрывают правду, кто его настоящие родители, он все равно подсознательно ее считывает: где-то догадывается, слыша обрывки разговоров, или находя дома какие-то документы. Рано или поздно истина открывается. Это такое шило, которое трудно утаить в мешке.
— Ко мне приходят многие в терапию уже во взрослом и даже зрелом возрасте, имеющие подобный негативный опыт отлучения от матери в раннем детстве. Примерно на первом году жизни они были отданы бабушкам и дедушкам в деревню, так как родители работали. Степень травмы зависит от характера и поведения бабушки, которая заменяла мать.
Хорошо, когда бабушка была теплой и любящей, это немного компенсировало глубину травмы. Но ко мне приходили пациенты, когда бабушка была очередной женой дедушки, и у ней была куча своих внуков
В результате ребенок бегал голый, босой и полуголодный. И в этом случае травма была более сильной и глубокой, даже если впоследствии родители его и забирали.
Эта травма сильно воздействует на его возможность создавать семью уже во взрослом возрасте, а также выстраивать нормальные отношения в браке
Потом это не всегда получается — случаются и очень серьезные нарушения. К примеру, человека ничего не радует, даже несмотря на достаток и имеющиеся возможности. Чтобы помочь такому человеку, на терапию зачастую требуется порядка полутора лет, — заключает психолог.