Глава Талгарского района Алматинской области Кайдар Абдыханов решил засудить местную активистку Клару Хасанову, осмелившуюся пожаловаться президенту Токаеву на непотизм и разруху в районе.
31 января 2022 года общественница и еще 160 жителей Талгарского района через портал электронного правительства обратились к главе государства и акиму Алматинской области Канату Бозумбаеву на местную власть. 25 марта Кларе Хасановой прилетела досудебная претензия от того самого акима, на которого талгарцы пожаловались. А 20 июня в Талгарском районном суде начались слушания по иску Абдыханова к Хасановой о защите чести, достоинства и деловой репутации.
История с этим разбирательством чиновника с пенсионеркой — классический пример эффекта Стрейзанд в действии. Причем в довольно странном формате.
Что в досудебной претензии, что в самом иске о защите чести, достоинства и деловой репутации аким требует признать несоответствующей действительности исключительно информацию об особенностях преемственности власти в районе и кое-какие сведения из прошлой карьерной жизни акима. Зато километр других претензий талгарских общественников о том, как акимство господина Абдыханова повлияло на качество жизни жителей вверенного ему района, чиновник в своем иске вообще никак не упомянул. Наверное, согласен с тем, что:
За все страдания, что Клара Хасанова причинила чиновнику через жалобу Касым-Жомарту Токаеву, он требует взыскать с пенсионерки 766 тысяч 532 тенге
Из них 500 тысяч — моральный вред за испытанные нравственные страдания, как-то: чувство стыда, раздражения, подавленности, гнева, состояния крайнего дискомфорта от агрессивно-несправедливых обвинений. 260 тысяч — за услуги юриста. 6 532 тенге — госпошлины.
Чисто наши наблюдения: истец нанял для суда с пенсионеркой представителя за 260 тысяч, написав в иске, что не обладает юридическими познаниями. Странно, конечно, указывать такие вещи, когда в биографии есть пункт об окончании юрфака в Казахской академии труда и социальных отношений в 2003 году. К тому же ранее Абдыханов работал в таможне, органах госдоходов и Нацбюро по противодействию коррупции, где наличие юридического образования обязательно. Тут, конечно, аким воспользовался правом на представителя. К тому же он должностное лицо с огромным функционалом обязанностей. Сколько еще работы ему предстоит не переделать.
А теперь немного о том, что именно причинило Абдыханову нравственные страдания. В обращении к президенту Клара Хасанова и еще 160 подписантов указывают, что карьерный рост Абдыханова совпал с тем, что его отец Алихан Тойбаев и дядя Абдыгали Тойбаев работали в Талгарском районном акимате на руководящих должностях.
Кайдар Абдыханов в своем иске пишет, эти сведения являются недостоверными. И что Хасанова не права, считая, что акимом Абдыханов стал благодаря принадлежности клану Тойбаева А.,
а не в силу имеющихся у него образования, трудового опыта, личных профессиональных, деловых, организаторских, духовных и социальных качеств, знания местных особенностей.
В качестве аргумента Абдыханов указывает, что его отец и дядя на момент назначения уже длительное время находились на пенсии и не обладали какими-либо властными полномочиями.
Есть в обращении к президенту и упоминание о том, что до талгарского акимата Кайдар Алиханович имел опыт в бизнесе по продаже горячительных напитков и сам был не прочь пригубить. Кое-что авторы письма указали и про страсть к азартным играм в прошлом. Это все аким района в иске назвал фривольным и оскорбительным, а обвинения в порочном поведении задели не только его честь и достоинство, но также его религиозные чувства практикующего мусульманина.
Все это Абдыханов требует у суда признать недействительным и обязать Хасанову опровергнуть нелицеприятные сведения на ее публичной странице в Facebook с принесением публичных извинений
Понимаем, что сам аким-то без юридических познаний, как он в иске честно и написал, но его же юрист должен знать, что сведения опровергаются ровно там же, где были первично опубликованы. А в соцсетях Хасанова ничего не публиковала. Она лишь направила два письма через портал электронного правительства Egov — президенту Токаеву и акиму Алматинской области Канату Бозумбаеву.
— Письма я направляла через Egov, — прокомментировала порталу 365info.kz Клара Хасанова. — А он пишет, что я посягнула на его честь, достоинство и деловую репутацию. А как к нему попали мои письма, адресованные совсем другим людям, это вопрос. И мы ставим этот вопрос в суде.
Я полагаю, что мою жалобу на акима района спустили ему же сверху. А по Административному процедурно-процессуальному кодексу, принятому вместо закона об обращении юридических и физических лиц, этого делать нельзя. Мои жалобы должны были рассматривать только те организации, которым они адресованы.
По этому же кодексу факты, изложенные в обращении, имеют презумпцию правдивости до тех пор, пока комиссионно не будет доказано обратное. Комиссии не было
Мне уже звонили из Генеральной прокуратуры по этому же вопросу.
Письма двум адресатам Хасанова и 160 подписантов отправили полгода назад. И просили «назначить в их многострадальный Талгарский район компетентного грамотного акима».
— 18 марта я получила ответ на свое письмо, — говорит Клара Хасанова. — Я с ним не согласна. Например, с тем, что, дескать, отец Абдыханова был акимом когда-то давным-давно, и с тем, что эта семья на этот район претендует по праву рождения. Но это ведь дискриминация! Неоднократно и сам Абдыханов высказывался о том, что они тут местные.
Я 14 июня была в Акорде, оставила там еще одно заявление. 17 июня уже здесь, в Талгаре, была встреча с новым акимом области, и ему я отдала новое заявление, что 25 июня выйду на одиночный пикет
Руководитель аппарата акима области встречался с нами в мае и сказал, что дело о комиссионном разбирательстве по фактам, изложенном нами в обращении к Токаеву, снова запустят в работу. Обещали даже, что комиссия будет республиканского уровня. Но пока ничего нет. Возможно, из генеральной прокуратуры мне звонили как раз по этому вопросу. Хотя мы уже столько заявлений в столицу отправили. Если комиссионного разбирательства не будет, то на ответ от 18 марта я обратно через портал электронного правительства буду снова писать на имя президента и акима области.
История с тем, как в Казахстане — что в старом, что в теперь уже новом — жалобы ловко сбрасываются в работу тем, на кого люди жалуются, в случае с активисткой Хасановой уже имеет юридические последствия.
2 сентября 2019 года Касым-Жомарт Токаев в своем первом послании народу Казахстана обещал изменить подход к рассмотрению жалоб граждан чиновниками.
«В администрации президента создан отдел, который будет следить за качеством рассмотрения госорганами обращений граждан и принимать по ним оперативные меры. Зачастую люди вынуждены обращаться к президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах», – заявил Токаев.
Позже в другом выступлении президент отметил, что недопустимо преследовать граждан за критику в адрес чиновников
Обещанному скоро три года, а люди за пределами крупных городов вынуждены ради того, чтобы быть услышанными, идти на акции протеста, терпеть судилища и закидывать столичных чиновников тоннами макулатуры.