Древние вулканы в Мугоджарах дробят на щебень для ремонта дорог

Вулканам в Мугоджар­ских горах более 350 миллионов лет. По словам Владимира Юриша, это мировое достояние, потому что там было дно океана, а такого нет нигде в мире, передает «Диапазон».

«Во Франции есть гряда Шен-де-Пюи, и пик Пюи-де-Дом из этой гряды давно стал местом паломничества туристов. Первозданный вид вулкана нарушают разве что дорога и телевышка. Вот пример бережного отношения к явлениям природы. Там открыли заповедную зону и геологический парк, и никакие каменоломни, как у нас, не устраивают.

У нас же на вулканах щебеночные заводы, стоит пыль, истребляются редкая растительность и животный мир», –

с сожалением говорит Владимир Юриш, который полвека занимается изучением Мугоджар. Он написал об этом отчет, который признали одним из важных в СНГ, и готовит к изданию книгу.

Западные Мугоджары близ Эмбы и в Шалкар­ском районе – остаток древнего океана. Разрезы по реке Шуылдак и вулканические постройки Берчогурской группы – уникальные вещественные фрагменты этой коры.

То, что ученые наблюдают на глубине 2,5-4 км из батискафов, у нас можно увидеть в Мугоджарах. Аналогов этому в мире нет. Это мировой эталон, который можно считать ключом к исследованию современной океанической коры, и в этом ценность этих образований.

«По ним можно изучать океаническую кору современных океанов: как она формируется, из чего состоит. Я многие годы изучал вулканизм Западных Мугоджар, написал отчет и вместе с другими специалистами который год пытаюсь защитить вулканы. Но тщетно.

Мы писали акиму области, в министерство, чтобы остановили добычу щебня на вулканах. Это можно делать в другом месте, без вреда для них и окружающей среды, и мы готовы показать где, но нас не слышат. Вулкан Алабас уничтожили полностью. Разрезы по реке Шуылдак в Шалкарском районе – это глубоководные лавы начального этапа океанической коры. В Папуа-Новой Гвинее такую лаву поднимали с глубины 2 400 метров», – с болью говорит Владимир Юриш.

О вулканических образованиях знали еще 100 лет назад. Уже тогда в Мугоджарах выделяли вулканические толщи, но специализированные исследования провели гораздо позже.

Первую структуру Владимир Юриш выявил в 1971 году в верховьях Эмбы, когда работал в геологоразведочной экспедиции. После этого годами изучал эти вулканы. Ученому помогала его супруга, тоже геолог.

«Площадь вулканов порядка 15 тысяч квадратных километров, охраняемыми должны быть где-то 200 кв. км. Еще не все потеряно, хотя из семи вулканов Алабас уже сровняли с землей, Алабас Южный и Дарбаевский разрабатывают, собираются разрабатывать Большой Бохтыбай. Что останется?» – говорит ученый.

Как оказалось, добывающие предприятия работают в Мугоджарах на законных основаниях. О ценности этих образований ранее никто не знал, ее удалось доказать лишь в 2000-х годах.

Доцент кафедры экологии университета им. Жубанова, кандидат биологических наук Акылжан Телеуов тоже занимается проблемами Мугоджар.

«Мугоджары – это древние горы, образовавшиеся 350-400 млн лет назад, там россыпь находок не только для геологов, но также для археологов и палеонтологов. В средние века через Мугоджары шли торговые пути.

Есть сведения первых географов, которые описывают, что в здесь были сфагнумные болота и росло редкое насекомоядное растение круглолистая росянка», – рассказывает Акылжан Телеуов.

Мугоджары уникальны своей природой, там особый ландшафт. Между горами при образовании воздушных карманов застаивалась атмосферная влага. Плюс близко к поверхности залегали грунтовые воды, создавая условия для произрастания рощ с березами, осиной, ольхой и родниками. Это особая природная среда. Поэтому именно в Берчогуре когда-то открыли кумысолечебницу для людей, страдающих легочными заболеваниями.

Сегодня от санатория остались одни развалины. Родников нет, стоит пыль. При взрыве одного килограмма взрывного вещества выбрасывается 300 граммов пыли. Деревьев, которые ее осаждают и во время паводка фильтруют воду, все меньше. Дело в том, что когда для добычи щебня взрывают горы, трещины в горных породах расширяются и грунтовая вода уходит все ниже.

«Застывшая лава в Мугоджарах на реке Шуылдак в Шалкарском районе — это дно древнего океана, оно имеет научную ценность», – отмечает Владимир Юриш.

Мугоджары, поверхностные и подземные воды Эмбенского месторождения – это единая геосистема. Реки Эмба, Темир питают Кокжиде и Кенкиякский водозабор. Нарушение геосистемы приводит к обмелению озера Шалкар и реки Кауылжыр.

«Мы с экоактивистами готовим очередное письмо, теперь уже президенту страны, с предложением создать в Мугоджарах охраняемую зону – геопарк, археологический парк, поставить там знак границы между Европой и Азией. В перспективе в эти места можно организовать экотуризм. В Мугоджарах, кроме всего прочего, есть каменистая степь, которую больше нигде не увидеть», — отметил ученый.

Мугоджары нужно сохранить и создать охраняемые участки, иначе грунтовые воды будут опускаться еще ниже, тревожатся ученые.